Через бордюр в коляске? Или пандусы: мнимые и реальные

1 21 1 1376905019 323-kopirovat 2. доступності, инвалидностью, инвалидов, колясочников, пандус

  1 21 1 1376905019 323-kopirovat 1Несколько лет назад в Украине развернулась кампания по созданию безбарьерной среды, предполагающей адаптацию и архитектурные изменения зданий, сооружений, чтобы они стали максимально доступными для людей с ограниченными физическими возможностями. Подобные пункты записаны в Конвенции ООН о правах инвалидов, а также в законодательных актах Украины, направленных на предоставление инвалидам возможностей «в полной мере пользоваться всеми правами человека и основоположными свободами». Впрочем, этот вопрос затрагивает общие рамки жизненного пространства и комфортности для людей самых разных социальных категорий, возрастных групп и является тем важным признаком уважения прав своих граждан, которое отличает цивилизованное государство.

Кампания доступности для людей с инвалидностью предполагала оборудование пандусов и установку других приспособлений, помогающих людям на колясках иметь доступ в общественно значимые места, учреждения, магазины и так далее. Где-то пандусы появились в силу разнарядки, кто-то их соорудил по доброй воле, кто-то из расчета привлечь к себе побольше посетителей, клиентов. В любом случае – пандусы во многих местах есть. А вот вопрос в реальной доступности людей на колясках остался, потому как зачастую эти сооружения – назовем их именно так – не всегда выполняют свою функциональную роль. Иногда – исключительно декоративную. Вместе с руководителем городской общественной организации «Центр социальной реабилитации инвалидов» Еленой Рожковой и нашим фотокором Юрием Стрельцовым прогулялись по Луганску, чтобы воочию увидеть пандусы реальные и мнимые.

Для начала небольшое отступление технического характера. Что такое пандус? Это наклонная поверхность для вертикального перемещения инвалидов на креслах-колясках, пешеходов с детскими колясками и других категорий населения. Есть действующие украинские нормы по устройству пандусов, лестниц, прилавков, тротуаров и съездов. Но, как оказалось, они не всегда выполняются. По разным причинам завышается угол подъема пандуса, или его поверхность покрывают скользкой плиткой, что делает это сооружение очень травмоопасным.

Елена Рожкова вспоминает, что еще лет восемь назад в Луганске не было никаких пандусов и специальных подъездов ни к аптекам, ни к магазинам. Сегодня ситуация изменилась, доступность стала возможна ко многим социально значимым объектам. Если уж нет пандуса, то у входа в учреждение, почтовое отделение или магазин продумана кнопка вызова, с помощью которой можно получить помощь. Если, конечно, к ней (кнопке) путь не преграждает урна.

К счастью, во всех государственных учреждениях, в которых сейчас проводятся ремонты, еще в проектах продуманы моменты, делающие здания доступными для инвалидов. Как заметила Елена, подобные меры значительно расширяют свободу передвижения колясочников, увеличивают их социальную активность и самостоятельность, ускоряют процесс интеграции в общество.

Доступны для подъезда маломобильных людей железнодорожный вокзал и автовокзал, аэропорт, театры, филармония, большинство аптек, поликлиник и больниц. А вот в узкие лифты въехать на коляске не всегда получится, равно как и в туалет, с этим уже приходится мириться. Да и в некоторых поликлиниках окошко регистратуры так высоко расположено, что не видно человека на коляске, вопрошающего о записи на прием к врачу.

Очень крутой пандус заметили возле аптеки фирмы «Здравица» в районе областного украинского театра, здесь нет необходимого постепенного подъема и цокольной площадки хотя бы в десять сантиметров. Подняться к дверям аптеки с помощью поручней – можно, а вот спуститься без посторонней поддержки – сложно, есть опасность не удержать равновесие и перевернуться.

Проблема попасть и в помещение Ленинского районного отделения Пенсионного фонда, поскольку крутые ступеньки преодолеть на колесах нереально! То же можно сказать и о многих банкоматах, и о входе в здание областной госадминистрации, известное, как бывший обком.

Или вот бордюры. Они и раньше становились преградой для людей с ограничениями в движении, но их как-то можно было еще преодолеть, потому что были невысокие. Прошла волна замены старых выщербленных бордюров на вечные и крутые гранитные, что само по себе хороший момент с точки зрения дорожной эстетики. Однако появилось одно «но», практически непреодолимое в прямом смысле слова для людей на колясках – как перебраться через них? Здесь и здоровый человек вынужден высоко поднимать ноги, переступая, а что говорить об инвалидах?! Особенно это касается центральных улиц – Советской, Оборонной, Коцюбинского, и перекрестков на них. Кое-где встречаются специально сделанные съезды с тротуара на проезжую часть, но нередко они обустроены лишь с одной стороны дороги. А с другой – их просто нет! Вот и катайся по дороге, пока не найдешь участок с низким бордюром. Такое впечатление, что разные стороны дороги делали разные организации, руководствуясь разными проектами. А ведь согласно требованию государственных строительных норм высота бордюрного камня в месте пересечения тротуара с проезжей частью не должна превышать 4 сантиметра. Товарищи дорожники, обратите внимание на эти моменты!

У большинства супермаркетов продуманы подъезды для людей с инвалидностью, и в самих магазинах тоже предусмотрены широкие проезды. Правда, на второй этаж в крупных торговых центрах подняться уже не получится – эскалаторы не приспособлены для таких вариантов. А вот водители автомобилей на стоянках перед магазинами порой проявляют невнимательность и оставляют свои машины как раз напротив специально оборудованных заездов к входу, отрезая колясочникам путь.

– Водители, видимо, просто не обращают внимания на такие мелочи. А для нас это очень существенный момент, – сказала Любовь Вайнер, колясочница со стажем, вспоминая случаи из своей жизни. – Хорошо, когда водитель с пониманием, тогда и извинения можно услышать, и помощь получить. А ведь может быть совсем по-другому…

Вспомнили и о местах отдыха. Елена Баранцова, как мама двух детей, обратила внимание на подъезды к детскому парку им. Щорса. Точнее, на невозможность маме с коляской преодолеть высокие бордюры. Причем, ни с центрального входа, ни с перекрестка.

На вещевых рынках также сплошные неудобства – проходы узкие, в модулях товар ни рассмотреть, ни примерить. Лучше уж до магазина добраться с нормальными примерочными кабинами, считает Елена Рожкова: «А еще хочется спокойно въезжать в бутики, салоны красоты, кафе! Но если есть хоть одна ступенька перед входом, то это уже проблема, ведь ее надо преодолеть».

Затронули тему нечищеных внутренних дворов многоэтажек зимой, когда пешему сложно преодолеть сугробы, а уж про колясочников и говорить не приходится. Они заранее знают: с декабря по март им трудно будет выехать из подъезда, прогулки на свежем воздухе для них – это открытые окна и балкон.

– Любому человеку важно быть самостоятельным. А уж человеку на коляске этого особенно хочется. Постоянно чувствовать себя ущербным – плохо. Поверьте, непросто состоявшемуся взрослому человеку чувствовать себя ущемленным в бытовых моментах, когда не можешь сам себя обслужить и приходится просить о помощи, – передала боль и эмоции многих колясочников Елена Рожкова.

В месте своего постоянного проживания человек с инвалидностью уже приноровился к особенностям дорог, подъезда к ближайшим магазинам, но чуть отъехал из знакомой обстановки и – всё, становится беспомощным. Обратиться за помощью к чужому человеку не всем бывает легко. Особенно эмоционально тяжело приходится людям, которые до этого ходили своими ногами, а теперь в силу жизненных обстоятельств оказались на коляске. Для них такое событие само по себе большой стресс, с которым надо справиться, а здесь еще требуется привлечь внимание просьбой о помощи…

В качестве положительного примера Елена Рожкова привела опыт ЛНУ имени Тараса Шевченко, где в последние годы много внимания уделяют проблеме доступности инвалидов.

– Здесь все продумано – шикарные пандусы в первом учебном корпусе, в общежитии, что привлекает студентов-инвалидов из разных регионов Украины. Есть замечательный центр реабилитации, где можно получить необходимый курс во время учебы. Нынешним студентам повезло – они сами могут заехать в аудиторию. В наше время этого еще не было, мы сдавали экзамены в холлах и коридорах, – сказала наша собеседница.

Завершая экскурсию по Луганску, пришли к мысли, что по большому счету речь идет не о грандиозных затратах на обустройство каких-то архитектурных излишеств. Достаточно немного расширить дверные проемы, сделать пологий пандус метровой ширины с шероховатой поверхностью, прикрутить пару поручней рядом с унитазом в общественном туалете, пустить на каждом маршруте хотя бы один низкопольный автобус, а с дорог убрать высоченные бордюры. Тогда спасибо скажут не только люди с особыми потребностями, но и пожилой человек с тяжелым багажом на тележке, и молодая мама с ребенком в коляске.

Ради интереса, посмотрите на город глазами людей, ограниченных в движении. Уверены, появится повод для размышлений.

Елена Коптева

Фото Юрия Стрельцова

“Наша газета” +ФОТО

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*