Группа «Суламот» – это коллектив высококвалифицированных израильских специалистов, которые помогают родителям наладить взаимодействие с ребенком с аутизмом. Группа налаживает работу одновременно в Израиле, России, Украине и СНГ. Мы решили поговорить с исполнительным директором группы «Суламот» Мариной Слепян.
Марина, с чего началось создание группы «Суламот»?
С письма, которое начиналось словами «Помогите!». Этот мейл был послан Любе, моей ближайшей подруге, от мамы мальчика с диагнозом «аутизм». Я занималась аутизмом в Израиле, и когда я прочитала письмо этой женщины, которая была доведена до крайности своей неспособностью защитить единственного ребёнка, я была поражена.
Мы с Любой решили вместе создать группу Суламот (на иврите «лестницы» или «ступени»), цель которой – помимо работы c аутизмом в Израиле, использовать израильские достижения и опыт в России, Украине и других странах СНГ.
Благодаря своему сыну (у сына Марины диагноз «аутизм» – прим. ред.) я очень хорошо знакома с израильскими специалистами. Все, кого мы выбираем для работы, являются признанными экспертами в своих областях.
Одно из направлений деятельности группы Суламот – тьюторство. Как эта система работает в Израиле?
Самая сложная проблема инклюзии в том, что трудности, которые испытывают дети аутичного спектра, выходят за рамки понимания обычных людей.
Тьютор – связующие звено между «нейротипичным миром» и «аутичным миром». Задача тьютора сблизить эти два мира. Перевести нормы и принципы одной стороны на язык другой и наоборот. Инклюзия без тьютора обречена на провал. Представьте себе ребёнка, не умеющего плавать. Его можно бросить в речку и наблюдать, как он барахтается. Мне кажется, что независимо от исхода – выплывет он сам или нет, он возненавидит воду и будет делать всё, чтобы избежать её в будущем. Если же такого ребёнка погрузить в воду с поплавками, кругом и постепенно выпуская воздух учить держаться на воде, то есть большой шанс, что ребёнок научится плавать. Тьютор играет роль поплавков для ребёнка с аутизмом.
В Израиле все школы инклюзивные – процесс начался более 10-ти лет назад. Я думаю, что если, опираясь на сегодняшний успешный опыт, постепенно начинать внедрять инклюзию в украинские и российские школы, то через несколько лет инклюзия станет обычным явлением. Мы готовы участвовать в таких проектах.
Расскажите подробней о возможности трудоустройства взрослых с диагнозом «аутизм».
Проект тестировщиков ПО – программного обеспечения, был запущен в Дании отцом аутиста. На сегодняшний день различные вариации этого проекта успешно практикуются в Америке, Европе и Израиле. Специальность требует качеств, которыми обладают многие аутисты: повторяющиеся действия, точное следование инструкциям, внимание к деталям, педантичность и т.д. Была попытка со стороны Суламот запустить такой проект в России и Украине, но не нашлись фирмы, готовые взять на работу таких ребят. Лично я уверена, что, в конце концов, нам удастся найти первую фирму, которая поймёт положительные стороны такого проекта и постепенно, как и во всём мире, он будет реализован и у вас.
Детальнее про деятельность группы «Суламот» на http://www.sulamot-group.ru/