В Березовке центр для слабослышащих детей помогает в реабилитации детям с аутизмом

1 14 5 DSC09940 2. аутизмом

Специалисты учебно-реабилитационного центра интернатного типа в селе Березовка Житомирской области всегда готовы помочь не только детям с проблемами слуха, но и ребятам с аутизмом. Здесь для школьников пытаются создать все условия, чтобы они могли чувствовать себя комфортно. Центр обеспечивает реабилитацию, коррекцию нарушений и интеграцию в общество детей с физическими или психологическими особенностями, используя различные комплексные меры. Учреждение гордится своими наработками, потому что 12 воспитанников интерната уже стали золотыми и серебряными чемпионами Дефлимпийских игр.

1 14 5 DSC09940 1

Психолог Наталья Ковальчук, которая принимает активное участие в усовершенствовании коррекционно-реабилитационного процесса, рассказывает читателям нашего журнала о том, как в центре работают с детьми с этим расстройством.

– Расскажите о детях с аутизмом, которые проходят реабилитацию в вашем центре.

– У нас есть один ребенок с аутизмом в постоянном контингенте – Святослав. У него диагноз «тугоухость», но он полностью слышит. То есть это псевдоглухота. Чтобы это проверить, необходимо сделать аудиограмму, но проблема в том, что он не позволяет одеть на него наушники. Когда я попросила маму мальчика не давать сыну слуховой аппарат, то поняла, что он спокойно реагирует на свое имя, а в ситуациях, когда ему комфортно, – и на звуки: свисток, скрип двери, шепотную речь. Кроме Святослава, есть еще несколько детей сменного контингента, которые посещают определенные занятия. С одним мальчиком мама занимается по школьной программе дома, и поэтому он берет минимум. Еще у нас есть двое детей, где аутизм идет как сопутствующее расстройство. Например, у ребенка стереотипии, он некоммуникабелен, имеет проблемы с едой. Также в сменном контингенте есть мальчик с уже выставленным диагнозом «аутизм».

– Какие особенности у Святослава? Как они проявлялись?

– У Святослава полное отсутствие речи при нормальном слухе. Нет никакого звукоподражания. Хотя мальчик уже четыре месяца учится в школе, в подготовительном классе, а перед этим три года был в дошкольном учреждении, он не включается в групповые формы работы, не проявляет интереса к другим детям. У него избирательность в еде. Что касается страхов, то раньше сильно проявлялись такие, как боязнь некоторых помещений, а также ему страшно спускаться по лестнице. Но сейчас здесь есть прогресс. Например, спускаться он еще боится, но поднимается сам. В спальню уже научился заходить, но пока становится только возле стеночки. Хотя это уже хороший результат. Также к достижениям мы приписываем то, что Святослав в столовой начал кушать гречку, а на уроках рисования – взаимодействовать с учителем: теперь он сам берет его за руку и ведет рисовать. Мальчик пассивно различает цвета. Он их не называет, но указывает на них. Делит предметы и по форме. Очень любит нанизывать бусинки и играть в мяч.

– Как проходят ваши занятия?

– Следует отметить, что до начала занятий с ребенком мы пишем программу, перед этим проведя психолого-педагогическое обследование. Все преподаватели обмениваются информацией о ребенке. Мы собираемся, обсуждаем, разрабатываем индивидуальную пилотную программу. Это основные навыки: например, умение бросать-ловить мяч, реагировать на инструкцию, устанавливать визуальный контакт и т.д. Это нужно определять для каждого ребенка отдельно. С детьми с аутизмом у нас в центре занимаются только в присутствии мамы. Так родители получают наглядную рекомендацию, что делать с ребенком дома. Для занятий мы используем очень много самых разнообразных материалов. Мне, скажем, нравятся нестандартные формы работы, когда в ход идет подручный или природный материал. Также я адаптировала к занятию с особенными детьми магнитные шарики, которые в основном используют в упражнениях для детей с ДЦП. Практикую и социальные истории. Мой вариант – это своеобразная сказка на ночь для подготовки детей к завтрашнему дню. Например, если завтра вы идете в больницу, то мама, укладывая ребенка спать, рассказывает ему сказку о том, как мальчик ходил к врачу. Он очень волновался, но старался быть смелым. Мы рассказываем, что там будут звуки аппаратов, мигание света, будет врач в белом халате. При этом проговариваем, что мальчик был старательный, смог все это выдержать. Теперь у него здоровые белые зубы. То есть мы готовим ребенка к возможным трудностям. То же самое, если мы собираемся идти в магазин. В этом случае рассказываем о том, как Петя, например, покупал новые сапоги. Если в парикмахерскую, то как Софийка ходила делать новую прическу и т.д. Такие социальные истории действуют и на обычных детей.

– Планируете ли как-то совершенствовать свои профессиональные навыки?

– Да, планирую. Сейчас я обучаюсь на курсах TEEACH. В будущем намерена обучиться АВА, танцевальной терапии и Томатиса. Также я была на курсах песочной терапии, и теперь по моей инициативе в каждой группе в нашем саде есть песочница. Конечно, очень хотелось бы обменяться опытом с иностранными специалистами. Ведь дети с аутизмом – очень уникальные, к ним всегда необходимо искать новые подходы, придумывать новые увлекательные занятия и во многих случаях действовать нестандартно.

Электронный журнал «Аутизм сегодня» – 2015, Апрель

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*