Про «Доброслон», «Департамент инициатив» и Общественную организацию «Родына» (ФОТО)

1 25 4 IMG 2381 2. родына, инвалидностью

1 25 4 IMG 2381 1

Сегодня познакомимся с одной из киевских организаций, которая занимается помощью детям с инвалидностью и их родителям – «Родына». Про проекты и историю становления организации говорим с Ларисой Самсоновой, председателем правления общественной организации «Родына». Лариса сейчас работает на общественных началах в институте общественно-политических исследований. Это тоже общественная организация, которая анализирует различные законодательные и нормативные документы. Тема Ларисы – «Социальные услуги», «Инклюзия».

Когда возникла Ваша организация?

Мы образовались в 2000-м году. Нас тогда было трое. Это были инициативные люди – папа, у которого ребенок с тяжелыми умственными проблемами; мама с ребенком с проблемами слуха и я, у которой ребенок с ДЦП с комбинированными дефектами.

Что вы изначально организовали?

Мы образовались при подростковом клубе. Мы попросили в этом центре организовать группу дневного пребывания для детей. Мы были несколько родителей, и мы по очереди оставались с детьми. Две мамы с четырьмя детьми оставались в один день, и две другие мамы с четырьмя детьми оставались в другой день. Таким образом, мы поддерживали друг друга и немного снимали напряжение в наших семьях. Наши дети были полностью зависимы, и им 24 часа в сутки нужна была помощь.

Вы получили помещение в 2012 году?

Мы развивались постепенно. Работали на базе клуба, потом искали в районо это помещение. Основная миссия нашей организации – развивать систему государственных социальных услуг. Не только государственных, а и альтернативных систем поддержки для людей с инвалидностью от рождения до конца жизни. До 2012 года мы сотрудничали с социальной службой. К сожалению, там оказывают только консультации. А мы хотели ввести такую форму как «Дневное пребывание детей с инвалидностью». С 2013 года мы стали работать, как благотворительные центр и сделали группы дневного пребывания. Сначала для четырех детей, потом количество детей увеличилось и сейчас работаю две смены групп, до обеда и после обеда.

Мы получили лицензию на предоставление образовательных услуг в сфере внешкольного образования, реабилитационное направление. У нас день разбит на две половины. Центр посещает очень много детей. Наша главная задача – сделать их максимально самостоятельными. Каждый год мы выпускаем детей в какое-то общеобразовательное учреждение. Например, в этом году у нас пошло учится трое детей. Мы за них очень волнуемся, и надеемся, что у них все будет хорошо.

А если ввести полный день для детей с инвалидностью, это не будет слишком тяжело для них?

Мы смотрим на их самочувствие. В расписание обязательно включена прогулка, отдых, социальное занятие. В систему социальное занятие обязательно включен поход магазины либо в кафе. Показываем модель поведения. Причём, применяем при этом альтернативную коммуникацию. Показываем общество, что есть другие способы общения. Некоторые на нас сначала смотрят косо и оглядываются, а потом привыкают. Мы сначала подходим к кассиру и объясняем, что придет ребенок с инвалидностью, просим показать такую-то карточку. Кассир, с удовольствием помогает нам в этом, и ему это даже нравится. У нас есть образовательные программы для родителей, так называемые группы поддержки. Начиная с июля (2015) мы начали серию семинаров. Рассказываем родителям сначала о стрессе, который они переживают, как человек реагирует на стресс. Второй семинар рассказываем, как найти себя родителям и не попасть в полную зависимость от своих детей. Рассказываем о том, что дети это дети, а родители это родители. Родители не могут перекрыть детям кислород своей любовью. В эту субботу будет образовательный семинар для родителей, у которых дети с аутизмом. Которые имеют проблемы с поведением. По сути, мы развиваем систему, которая уже где-то в мире существует. Мы ничего нового не придумываем. Просто, берем те модели, которые уже существуют и переносим их сюда.

Расскажите подробнее о программах, которые реализует Ваша организация.

У нас несколько интересных программ. Первое направление – это центр дневного пребывания. Второе направление – это развитие дневной мастерской для взрослых с инвалидностью. Дети растут, заканчивают школы, интернаты. Они нигде не трудоустроены занятости для них нет. Мы их приучаем работать в этой мастерской. Они к этому не привыкли. Их постоянно баловали, лелеяли, они были потребителями. Тут мы им рассказываем, что это условное рабочее место, что они приходят сюда как на работу, они должны выполнить это, потом это. Чтобы развить мастерскую, мамы организовали благотворительный магазин “Доброслон”, в котором продаются вещи от населения. Они нам дарят, а наши мамы и некоторые дети их продают. Пока этот проект в виде интернет-магазина (http://www.dobroslon.com/), но мы хотели бы сделать его в реальности. Хотим реальный магазин, чтобы взрослые люди с инвалидностью работали в этом магазине в качестве персонала. И еще одно направление, называется «Департамент инициатив». В нашу организацию приходит огромное количество волонтеров, и мы сначала не знали, какие задания им давать. Волонтерские программы были, но они были скучные, для них непонятные и не интересные. Во-первых, мы придумали, что они могут помочь своими профессиями. Волонтеры нам помогают очень много: вести сайт, создать презентацию, своими советами, в сопровождении детей на мероприятия. Но как их можно отблагодарить? Волонтер никогда не берет вознаграждения за свой труд. Он приходить по своей инициативе. И мы решили сделать молодежный департамент инициатив. Зарегистрировались на международном молодежном движении. И решили делать обмен волонтерами с другими странами. В качестве волонтеров у нас едут даже мамы. Это не просто образовательные программы, мы их пишем именно по инклюзии – по включению. Например, сейчас у нас поехал педагог и мама по программе сотрудничества с другими международными организациями, которые тоже занимаются вопросами инклюзии. Скоро поедут в Грузию на тренинг по обмену опытом. Поедут четверо взрослых с нарушениями развития в сопровождении нескольких взрослых. Мы немного волнуемся. Они будут лететь на самолете. Они никогда до этого не летали. Мы ходили в музей авиации, приучали заходить в самолеты. Но в музее самолет не оборудованный сиденьями. Теперь думаем, как завести их в обычный самолет. Теперь ждем, что может к нам приедут волонтеры по обмену и привезут новое дыхание, новые взгляды, новую ментальность. Человека с инвалидностью у нас воспринимают лишь как потребителя. Мы стараемся менять такое отношение. Мы прививаем людям с инвалидностью степень ответственности, нужности, полезности. Общество должно понимать, что это неотъемлемая часть общества, что мир разнообразный.

Виктория Антонович, Инна Летючая

ФОТОРЕПОРТАЖ

INVAK.INFO

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*