Эксперимент на колесах: один день из жизни бердянца с инвалидностью

1 29 2013 11 28 18383 1 2. инвалид, инвалидной коляске, маломобильных, пандус

  1 29 2013 11 28 18383 1
Имеющиеся в городе пандусы далеко не все функциональны. Или угол наклона высокий, или сам пандус слишком узкий, или же доступ к нему перекрывают бордюры и пороги

На следующей неделе, 3 декабря, в Украине будут отмечать Международный день инвалидов. В этом году «Ведомости» решили отказаться от традиционных бесед с людьми с особыми потребностями. И вместо того чтобы расспрашивать их о злободневных проблемах, наши журналисты решили сами попытаться преодолеть те трудности, с которыми сталкиваются прикованные к инвалидной коляске люди.

Для проведения этого эксперимента журналисты «Бердянских ведомостей» одолжили инвалидную коляску. Еще не успев в нее сесть, мы столкнулись с первыми трудностями. На выбор нам предлагали две коляски — с ручным приводом и с электрическим. Изначально решили брать электрическую, чтобы облегчить себе задачу. Но увезти мы ее не смогли: она не влезла в машину. Чтобы, к примеру, выехать на природу, нужно разобрать такую коляску на детали и уложить в багажник, а потом собрать заново. Купить специально для этого грузовую машину возможность есть не у всех.

В итоге взяли коляску с ручным приводом. С горем пополам докатили ее до автомобиля по разбитому тротуару и решили пройтись по инстанциям, которые чаще всего посещает самый обычный человек.

Маршрут с препятствиями

Квартира и дом. Главный барьер, препятствующий выходу на улицу, — отсутствие пандусов в самом подъезде и на выходе из него. Как правило, человек в инвалидном кресле даже при наличии пандусов выйти из квартиры самостоятельно не сможет. Тому ряд причин — узкие двери в подъездах, пороги, ступени и так далее. Те, у кого есть возможность, меняют квартиры на жилье на первом этаже или в частном секторе, чтобы иметь отдельный выход на улицу. Остальным остается или сидеть в четырех стенах, или ждать помощи от родственников и друзей.

Аптека. В центре города мы нашли аптеку с пандусом. Как оказалось на деле, пандусом этим пользовать совершенно невозможно. Для чего он предназначен — непонятно. Пандус был настолько узким, что подняться по нему не удалось (расстояние между колесами коляски превышало ширину пандуса).

В Бердянске проживают около 300 маломобильных людей, передвигающихся при помощи инвалидной коляски.

Медицинское учреждение. Казалось бы, если где и помнят о потребностях маломобильных групп людей, так это в поликлиниках и больницах. Отправились по улице Дюмина в Бердянский центр первичной медико-санитарной помощи (бывшая городская поликлиника). Оказалось, что даже проехать на коляске по тротуарам — трудное дело. Колеса то застревали в ямах, то останавливались перед бордюрами. Было страшно выпасть из коляски лицом об асфальт. Пандус у поликлиники, на удивление, оказался нормальным. Заехать на него не составило особых проблем. Проблемой оказалось въехать в двери. Если в первые коляска прошла, то во вторые — нет. Вторая дверь была двухстворчатой, одна из створок наглухо закрыта. Что делать? Оставалось разве что кричать на все здание в ожидании, пока (и если) кто-нибудь из персонала откроет дверь и поможет преодолеть бордюр. И все это для того, чтобы попасть на первый этаж и там же остаться. Потому что ступеньки…

Исполком. На подходе к зданию исполнительного комитета нам предстояла прогулка по площади Первого Бердянского Совета. Пандусы там есть. И даже нормальные. Заехать и выехать можно. Но, спустившись по пандусу ближе к исполкому, мы наткнулись на бордюр. Чтобы попасть к следующему пандусу (тот, по которому можно подняться в само здание), нужно было преодолеть еще один бордюр. По брусчатке, к слову, коляска едет очень нелегко.

Банки, салоны красоты, кафе. В центре города множество банков, есть несколько салонов красоты, а кафе — так вообще не счесть. Но попасть туда практически нереально. Сидя в инвалидном кресле, на ступеньки смотришь иначе. Не думаешь о том, что, поднимаясь вверх, можешь запыхаться или поскользнуться, а понимаешь, что видишь перед собой очередной барьер. И преодолеть его нельзя.

Интересно, что у зданий некоторых страховых компаний города нет пандусов и высокие ступеньки. Непреодолимые для людей, которые не могут ходить. А, между прочим, потеря способности передвижения может подходить под страховой случай, и человек, оплачивающий страховку, может изъявить желание посетить компанию и задать интересующие вопросы. Увы, сделать он этого не сможет.

Транспорт

  1 29 2013 11 28 18383 2
Автобусы со специальными подъемниками есть, но на практике доступ к транспорту маломобильному человеку получить сложно: или подъемники не работают, или водители не хотят помочь с посадкой

Посетив различные городские инстанции (а точнее — потерпев неудачи), захотели вернуться домой. В прошлом году отдел транспорта и связи исполкома проинформировал население о том, что в городе начали ездить автобусы со специальными подъемниками. Дождались нужного автобуса, но оказалось, что подъемник в нем сломан. На просьбы человека в коляске о помощи водитель вообще не обращал внимания.

В секторе транспорта и связи исполкома нас заверили, что абсолютно никаких проблем с транспортировкой «колясочников» нет. По информации сектора, в городе есть 10 автобусов со специальными подъемниками, исправность которых не раз проверялась. Описанную выше ситуацию с якобы нерабочим подъемником объяснили как чисто человеческий фактор. Провинившихся маршрутчиков обещали «поругать». В секторе транспорта также отметили, что перевозка «колясочников» осуществляется по определенным правилам. Человек, нуждающийся в транспорте с подъемником, звонит в управление труда и социальной защиты населения, его работники связываются или с перевозчиком, или непосредственно с диспетчером маршрута. Далее сообщают, когда на нужной остановке будет автобус, оборудованный подъемником. Потом сотрудники управления труда и соцзащиты звонят маломобильному человеку и говорят, когда ему нужно быть на остановке, где его без всяких проблем заберет автобус.

Начальник управления труда и социальной защиты населения Наталья Токмань отрицает существование подобной схемы работы маршрутных такси.

— Мы добиваемся того, чтобы автобусы с подъемниками имели собственное штатное расписание, и человек всегда мог рассчитывать на то, что у водителя будет время помочь попасть в салон, — объясняет Наталья Анатольевна.

Из слов начальника управления Укртрансинспекции в Запорожской области Александра Завгороднего следует: если в документах на транспортное средство прописано наличие подъемника для перевозки маломобильных граждан, отсутствие этой техники или ее неисправность является поводом к лишению лицензии на перевозку.

Недоступная доступность

Недавно на сайте исполкома появилась интерактивная карта доступности для маломобильных групп людей. На карте отмечены все здания с пандусами. На деле же далеко не все эти места доступны. Пандус с углом подъема чуть ли не 45 градусов (а таких много, увы) — это не помощь, а самое настоящее издевательство над человеком. Подняться в коляске по нему не получится, а спускаясь по такой конструкции вниз, можно вообще сломать шею. И это не говоря о том, что даже к нормальному пандусу мешают подъехать бордюры, а в здании сразу же натыкаешься на пороги или застреваешь в узких дверях.

В этих столкновениях с реальностью утешало лишь одно. По всему нашему маршруту встречались люди, которые, видя человека в инвалидной коляске, пытались помочь и проявляли участие к чужим проблемам.

О политкорректности

Слово «инвалид» сейчас принято считать неполиткорректным и неэтичным. Вместо этого положено употреблять сочетание «люди с ограниченными физическими возможностями». Но в нашем обществе инвалид, не имеющий возможности ходить, — это не человек с ограниченными возможностями. Это человек, лишенный таковых напрочь. То, что инвалиды — такие же люди, как и все, помнят немногие. А между тем потребности у нас одни — всем хочется иметь возможность прогуляться на свежем воздухе, сходить (или съездить) в магазин за покупками, в гости к друзьям, в кинотеатр и так далее. Но о какой социализации людей с инвалидностью может идти речь, когда многие из них заперты в четырех стенах архитекторами и строителями, не подумавшими о необходимости пандусов в жилых домах и других зданиях?! О проблемах человека с инвалидностью, как правило, знает только его семья. В доказательство тому — возглас «О, Господи!» от женщины, увидевшей, как в ходе нашего эксперимента на инвалидной коляске везут молодую девушку (которой может захотеться сделать прическу в салоне красоты, посетить кафе и так далее — что практически неосуществимо). Потому что при слове «инвалид» общество представляет больного пожилого человека, страдающего от обострения всевозможных заболеваний, который от этой жизни уже ничего не ждет. Многие не думают, что в коляске можно оказаться не по возрасту, не по старости. А не думают потому, что не сталкиваются с этим, ведь маломобильного человека на улице встретишь нечасто. Из-за пандусов (или их отсутствия) и тротуаров в ужасном состоянии для них сам выход из дома — огромная проблема.

Мы ни в коем случае не хотим сказать, что, раз проехавшись по центру города на коляске, осознали, как тяжело живется людям, которые не могут ходить. Конечно же, не поняли и не прочувствовали в полной мере, ведь когда становилось тяжело — мы бросали кресло и шли на своих двух. Но после этого эксперимента на все сто процентов ясно одно: люди, у которых есть смелость и силы преодолеть в инвалидном кресле барьеры в виде ступенек и бордюров, достойны огромного уважения! Ну а тем, кто ставит нефункциональные пандусы для галочки, хочется порекомендовать хоть раз попробовать сесть в кресло и подняться по этой конструкции, чтобы проверить, помогли вы человеку или же поставили перед ним очередной барьер.

Наталия Тонких, Николай Черкунов

«PRO.berdyansk.biz»

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*