Первомайск неудобен для людей с особыми потребностями

1 30 3 1 2016 8 25 21 39 22 1 2. инвалидов, особыми потребностями, пандус

 1 30 3 1 2016 8 25 21 39 22 1

Ежедневно мы спешим на работу, учебу, воспитываем детей, думаем о карьере, строим планы на будущее. Но мало кто задумывается над тем, что рядом с нами живут люди с особыми потребностями и что каждый из нас потенциально может стать инвалидом: получив серьезную травму, перенеся инфаркт или инсульт.

Раз в год, 3 декабря, об инвалидах вспоминают: парламентарии пишут какие‑то законы, которые никто не выполняет, чиновники отчитываются о “проделанной” работе, инвалидов собирают на концерты. И все.

А кто хоть раз взглянул в глаза ребенка-инвалида, который наблюдает за игрой сверстников с 7 этажа, потому что лифт в доме не приспособлен для коляски? Кто видел в наших маршрутках инвалидов-колясочников, а ведь этим людям тоже нужно в поликлинику, магазин, аптеку, банк, социальную службу, на рынок? Много ли таких людей работают в вашем коллективе? А большинство из них хотят и могут работать, потому что на мизерную подачку от нашего государства невозможно выжить. Для сравнения: в Великобритании работающих людей, имеющих нарушения здоровья – 40 %, в Италии – 55 %, Швеции – 60 %, Китае – 80 %. В Украине работающих инвалидов насчитывается меньше 20 %.

Не знаем, как еще достучаться до чиновников, предпринимателей и общественников, чтобы они узнали, услышали и увидели проблемы маломобильных жителей нашего города, поэтому решили провести социальный эксперимент с Олегом Карпенко, который 25 лет назад получил серьезную травму позвоночника. Цель эксперимента – выяснить, насколько наш город доступен для людей с особыми потребностями.

Олег – один из немногих, утративших трудоспособность, имеет постоянную хорошую работу, ведет активный образ жизни, занимается спортом – баскетболом на коляске, дайвингом, ранее занимался стрельбой. С 2010 года он постоянный участник соревнований, связанных с автоспортом, которые проходили в Боярке, Черновцах, Луцке. Имеет титул чемпиона Украины по ралли. Для него участие в соревнованиях – это положительные эмоции, физическая реабилитация, знакомства с людьми, новые увлечения и виды спорта, которыми он может заниматься.

Отношение к инвалидам всегда являлось показателем нравственной и социальной зрелости общества, которое обязано создать доступную среду жизнедеятельности для них. На мой вопрос: доступен ли наш город для таких людей, как он, Олег отвечает: “Стал немного доступнее. Но это не комплексное решение проблем и государством не контролируется. Чиновникам не интересно этим заниматься, общественники бьются головой о глухую стену, предприниматели экономят каждую копейку. А ведь закон обязует все новые учреждения, которые вводятся в эксплуатацию, оборудовать пандусами, расширительными дверными проемами, лифтами, туалетами, доступными для людей с ограниченными возможностями и маломобильных групп”. Итак, мы с Олегом проинспектировали самые жизненно необходимые объекты нашего города в плане доступности.

Городская поликлиника

Наш маршрут начинался с нее. Подъезжаем под высокий бордюр, ведущий к пандусу, пробуем его пересечь (без посторонней помощи сделать это трудно и опасно). Бордюр возле пандуса не занижен и это создает серьезные препятствия. Дальше с большим трудом Олег поднимается по пандусу, держась за поручень, который, почему‑то, только с одной стороны. Поднять себя на этот пандус сможет разве что спортсмен-тяжелоатлет. А как на него взберется женщина или подросток?

Наконец‑то выбрался. С горем пополам въезжает в здание поликлиники. И тут самое интересное. Лифт не работает, а кабинеты врачей находятся на всех 4 этажах. Интересно, как попасть человеку, например, в лабораторию на четвертый этаж? Или может в поликлинике существует услуга для инвалидов “лечение на вынос”? Почему пандус не оборудован возле центрального входа, где человеку сможет хоть кто‑то помочь, а установлен на галерке?

И хотя на каждом заседании комитета обеспечения доступности инвалидов этот вопрос поднимается, городская поликлиника остается недоступной для людей с нарушением опорно-двигательной функции.

Гостиница “Эрих Шюле”

Представьте картину, что в Первомайск приехал иногородний инвалид-колясочник. С площади ему подняться в гостиницу нереально. Но он радуется, увидев пандус. А зря! Потому что нужно перепрыгнуть ненавистный бордюр, сам пандус не имеет поручней, обложен скользкой плиткой, и под него с водосточной трубы стекает вода, которая зимой превращает площадку в опасный для жизни объект. Но даже если удастся беспрепятственно попасть в гостиницу, то у гостя получится такой диалог с администратором, как у Олега.

Олег: “Я бы хотел снять номер в вашей гостинице. Есть свободные номера?”

Администратор: “Да, есть”.

Олег: “На каком этаже они расположены?”

Администратор: “На втором”.

Олег: “А лифт есть?”

Администратор: “Нет”.

Олег: “А как мне попасть в номер, если на второй этаж ведут ступеньки?”

Администратор в растерянности: “Не знаю”.

Олег: “То есть инвалиду поселиться нельзя?”.

Администратор: “Извините, у нас нет такой возможности”.

Социальная служба горисполкома

В нее Олег может попасть только со внутреннего двора. Но дверь, ведущая в помещение с пандусом, отвечающим стандарту, закрыта, поэтому нужно воспользоваться кнопкой вызова персонала. Позвонили: ждем минуту, три, пять. Снова звоним и снова ждем. Никто не вышел. То ли кнопка не работает, то ли персонал глухой. Какая‑то секретная, знаете ли, эта дверь, если ее нужно держать закрытой…

Аптека “Мед-сервис” по ул. Шевченко

Олег без труда смог попасть в эту аптеку, заехать в дверной проем, свободно передвигаться по залам. Единственный недостаток – слишком высоко расположена кнопка вызова. Доступна для инвалидов и социальная аптека напротив ЗАГСа.

Супермаркеты

Супермаркеты во всех районах города, в основном, доступны, но нет мест для парковки инвалидов.

Центр занятости

Пандус есть, но расположен под водосточной трубой, без поручней. Придется надеяться на Бога, одно неосторожное движение зимой – и человеку уже понадобится больница вместо центра занятости. Кстати, наличие поручней по обеим сторонам направляющих, является обязательным условием пандуса.

Рынок “Дерибасовский”

На рынок Олег подниматься даже не рискнул. Иногда складывается впечатление, что пандусы с таким большим наклоном делают специально, чтобы избавиться от инвалида. Ведь он непременно упадет с коляски, рискнув воспользоваться таким пандусом как на “Дерибасовском” или ступеньках подземного перехода. Поэтому можно смело утверждать, что деньги, потраченные на их строительство, – выброшены на ветер.

Банк ПУМБ

История та же, что и в соцслужбе. Позвонили, подождали, никто не вышел. Пандуса нет, кнопка есть, но, как рассказали банковские работники, не работает. Инвалидам здесь рады, даже откроют счет, просто придется подождать под дождем минут 15‑20.

Магазин “Чистюля”

Все хотят быть чистыми, но здоровому человеку в этом плане легче. Нет, попасть в магазин можно, правда, немного застреваешь в дверном проеме, а потом нужно попросить кого‑то убрать мешок с порошком, так как коляске негде проехать. Попав в помещение, колясочник сносит своим “транспортом” все на пути, поэтому тут инвалидам не рады. Пространство магазина не учитывает потребностей таких людей.

Дом быта “Каштан”

Без комментариев. Именно с него предлагаю начать собственноручную инспекцию на инвалидной коляске нашим депутатам.

ЦКиД им. Е. Зарницкой

Одно из немногих заведений, где расположен пандус, соответствующий ГОСТу. Правда, елочки колют иголочками лицо, ветки над пандусом нужно либо подвязать, либо срезать. К сожалению, в дверной проем, Олег проехал с трудом. И все же, культурная жизнь города людям с особенными потребностями доступна. Если не считать отсутствие специально оборудованного туалета. Кстати, туалеты, оборудованные для колясочников, находятся на железнодорожном вокзале, в горисполкоме и обществе инвалидов.

Рейтинг самых “оригинальных” пандусов имеют магазины по ул. Шевченко. Уж лучше бы их не было вообще. Рельсы расположены так, что одно колесо входит в проем, а второе нет. Это чудо человеческой мысли можно встретить во многих заведениях, магазинах и даже аптеках города. Хочется посадить в инвалидную коляску владельцев точек, “гениальных конструкторов” и чиновников, допускающих такое.

Общественный транспорт в городе не оборудован, подъемников в автобусах нет. Да и попасть на остановку даже в центре Первомайска инвалиду нереально. В “Кредитный союз” не попадешь через высокий порог, в похоронном бюро нет пандуса. Заплатить за услуги получится не везде, в центре города шансов попасть в “сберкассу” нет. Ближайшая касса возле гимназии, но попробуйте туда еще допрыгать на коляске.

Также для инвалидов закрыты музей, библиотека, кинотеатр, кафе, почтовые отделения, магазины и многое другое.

Сильные люди, как Олег, не нуждаются в нашем сочувствии, способны сами себе помочь и решить проблемы. Они активны, самодостаточны, уверены в себе, и нам еще следует поучиться у них отношению к жизни. Но существуют вещи, без которых этим людям не обойтись. Почему же их права нарушаются? Когда государство начнет выполнять свои обязанности? Как бороться с равнодушием чиновников? Почему в европейских странах инвалиды имеют те же права и возможности, что и здоровые люди, а у нас до сих пор закрывают глаза на их проблемы? Я с ужасом думаю о том, сколько людей придет покалеченными с зоны АТО и столкнется с ежедневными трудностями. Может хоть кто‑то подумает о них и о том мальчике, который годами не выходит на улицу?

Проинспектировав город, выношу вердикт: Первомайск неудобен для людей с особыми потребностями.

 1 30 3 2 2016 8 25 21 39 27 2

 1 30 3 3 2016 8 25 21 40 23 3

 1 30 3 4 2016 8 25 21 40 34 4

 1 30 3 5 2016 8 25 21 41 5 5

 1 30 3 6 2016 8 25 21 41 12 6

Татьяна Лагнер

Газета “ТВ Всесвіт”

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*