Киев. Идейному организатору фотовыставки «Дитина з майбутнім», маме ребенка с аутизмом Оленьке Федотовой пришлось на некоторое время распрощаться со своей любимой работой фотографа, чтобы поставить на ноги сына Виктора. Но вскоре активная и творческая мама начала не только радоваться успехам своего ребенка, но и создавать социальные проекты в помощь детям с аутизмом.
– Идея провести выставку фотографий необычных детей возникла у меня давно. Еще когда я была детским и семейным фотографом и не знала о том, что мой сын – аутист. Тогда уже общалась с детскими домами по этому поводу, даже дошло до переговоров и обсуждений конкретных проектов. Но, наверное, судьба распорядилась сделать первый именно с аутистами.
Я всегда думала о том, что с помощью фотографии можно реально помогать детям с определенными проблемами. Причем я рассматривала этот инструмент именно как благотворительную выставку работ, на которых мы будем показывать самих деток. Не собирать деньги, продавая свои снимки, а именно показывать этих ребят, акцентируя на том, что они тоже достойны внимания и любви.
Вскоре в нашей семье появился диагноз «аутизм». Мой сын Виктор получил его в 2,4 года. Тогда мне прошлось продать свой фотоаппарат и на некоторое время расстаться с любимым занятием, уделяя все внимание сыну.
– С какими проблемами вы столкнулись?
– У нас, родителей, было ощущение, что в семье появился маленький инопланетянин. Витя не проявлял к нам никаких теплых эмоций, никогда не обнимал, не целовал, не выражал желания поиграть вместе. Им было очень трудно управлять, контролировать в обычных ежедневных делах. Он просто не слышал, что его просят что-то сделать, даже если эта просьба повторялась несколько раз. Настойчиво избегал зрительного контакта.
Было много бытовых проблем. Все действия пытался делать мамиными руками. Речь Витя тоже не использовал. Никогда не играл с другими детьми. Стремился уйти с детских площадок.
Я старалась найти к нему правильные подходы, применять необходимые методики, занималась его реабилитацией, но поняла, что без специалистов нам не справиться. И не просто без разовых занятий, а без комплексного коррекционного подхода. Таким образом, мы попали в садик «Дитина з майбутнім».
– После этого ваш сын изменился?
– Да, он постепенно начал слышать родителей. Научился жестами четко выражать свои желания. Сейчас уже даже пытается говорить. Для него очень важным стал контакт с другими людьми – как детьми, так и взрослыми. Виктор стал более внимательным и способным к обучению.
И вот когда я увидела эту разницу, то поняла, что в появившееся у меня свободное время я должна помогать этим детям. Чтобы они были услышаны и чтобы их необходимость в специализированном обучении была реализована. Ведь оно дает чрезвычайные результаты, которых не добиться, даже если вы всей семьей будете заниматься с ребенком с утра до вечера.
– Легко ли было собрать достойную команду фотографов?
– Я была сильно удивлена, но команда собралась очень быстро. Сначала я общалась с Юлей Демьяненко. До этого мы не были даже знакомы – просто крутимся в специализированных сообществах и в принципе могли друг о друге слышать. Я ее просто нашла в соцсетях и позвонила. Отклик был положительным с самого начала разговора. Это дало мне надежду, что дальше работа над выставкой пойдет успешно.
Следующим волонтером стала Наташа Прокопчук, которая не только согласилась снимать таких деток, но и дала нам в пользование свою студию.
Вскоре появился нюанс. Мы набрали для выставки 16 детей. И я понимала, что это очень большая нагрузка на троих фотографов, тем более что они не имели опыта работы с особенными детьми. Начались звонки другим фотографам – и от всех я получила согласие и готовность снимать.
Когда мы встретились в первый раз для обсуждения проекта, было много вопросов. Как снимать, как общаться, как не обидеть, как подойти, чего ожидать. Все очень переживали, ведь хотели не просто сфотографировать детишек и освободиться, а получить качественный результат. Была проведена огромная работа. Снимали три дня – в садике, на улице и в студии, а если нужно было переснимать – мы это делали.
– Какие были проблемные моменты?
– Глобальных проблем точно не было. Но, поскольку все фотографы очень волновались, первый контакт был довольно робким. Я видела, с какими глазами фотографы ходили в первый день съемок. Но потом они признались, что получили очень много эмоций и удовольствия от работы с такими детками. Каждый из них погрузился в необычный мир ребенка с аутизмом, вынес для себя немало полезного, и все сошлись во мнении, что это действительно классные дети, которые просто нуждаются в определенной помощи.
– Довольны ли вы результатами съемок?
– Я изначально хотела, чтобы этот проект был ярким и красочным. Ведь необычных или больных детей часто показывают грустными, хмурыми, в черно-белых тонах. Но это не наш формат. Мы передали их разнообразный мир, ведь мы – родители и специалисты – как раз такими их и видим, когда они раскрываются.
Мы специально брали разные локации – в садике, где самые классные фотографии получались на индивидуальных занятиях, на прогулках, в студии. Использовали на фотосессиях животных – и дети с ними охотно контактировали. Мы старались создать для малышей максимально комфортную атмосферу.
– Легко ли было подготовить к такому проекту родителей?
– Мы предлагали участие в проекте всем родителям детей с аутизмом, которые проходят обучение в саду «Дитина з майбутнім». Там таких 32, на фотовыставку согласились родители 16 из них. Поскольку таких детей редко показывают, то для меня было большим удивлением и радостью, что мы смогли набрать значительное количество участников.
– На открытии фотовыставки вы внимательно наблюдали за реакцией родителей на фотографии их детей.
– Да, потому что до выставки никто из них не видел, что у нас получилось и что мы отобрали в результате многих часов съемочных работ. И первая реакция родителей была именно на Крещатике, во время старта проекта.
Нам важны эмоции родителей, важна их обратная связь. О том, что фотографии отбираем именно мы, фотографы, я сообщила на самой первой встрече. Мы готовили и формировали все сами, родители пришли на готовый результат. Я только гарантировала, что все будет выглядеть очень пристойно, ведь со мной работала команда профессионалов, которым я доверяла.
– А что можете сказать как мама о фотографиях своего сына Вити? Ведь его снимали не вы.
– Я очень довольна. Причем могу объективно сказать, что это был самый сложный ребенок из всех 16.
– Почему?
– Во-первых, он самый маленький. А во-вторых, его сложно заставить улыбаться, хотя на всех фотографиях на выставке он очень улыбчив, в чем большая заслуга фотографа. Я доверилась Наташе, но также могла спокойно положиться и на любого другого профессионала из нашей команды.
– Как вы оцениваете работу по организации выставки? Довольны ли вы тем, как все прошло?
– Да, я считаю, что все у нас получилось, не зря мы проделали просто титаническую подготовку. Мы верим в то, что результаты выставки – не за горами. Когда этот проект даст реальную возможность хотя бы одной семье продолжить обучение ребенка в специализированном саду, я буду считать это результатом. Это помимо колоссальных достижений по информированию населения, чего, я уверена, с помощью самой фотовыставки и ее широкого освещения в СМИ мы уже добились.
Электронный журнал «Аутизм сегодня» – 2014, Октябрь