Армения – страна, где «инклюзия» – не пустое слово с громкими обещаниями. Здесь она неотъемлемая часть системы образования. Родители, которые воспитывают детей с аутизмом или с другими нарушениями, не ищут инклюзивную школу по всему родному городу или соседних городах страны, они могут отправить своего ребенка в то учебное учреждение, которое находится возле них. Об этом читателям «Аутизм сегодня» рассказала директор Фонда «Дитина з майбутнім» Лариса Рыбченко, которая представляла Украину в рамках международной научно-практической конференции “Инклюзивное образование: современные проблемы и перспективы” в Ереване.
– Расскажите, пожалуйста, в целом, о конференции.
– Конференция была посвящена вопросам инклюзии и стала прекрасной международной площадкой для передачи опыта. Здесь выступали представители очень многих стран, среди которых Россия, Беларусь, Казахстан, Узбекистан, Чехия, Финляндия, Швейцария, Шотландия, США и др. Поднимались вопросы школьной мотивации и адаптации учеников с особыми образовательными потребностями в инклюзивной школе, социализации школьников, осведомленности общества об инклюзии, инклюзии в ВУЗах, принципов формирования инклюзивной готовности педагогов и другие тематические вопросы и проблемы.
– Какая система образования сложилась в Армении?
– Честно говоря, эта система мне очень импонирует. В Армении практически каждая школа превращается в инклюзивную, как только туда приходит ребенок с особыми потребностями. Но это происходит при условии, что у ребенка сохранен интеллект. Коррекционных составляющих в школе нет, там идет только учеба. После занятий дети имеют возможность посещать специализированные центры, где уже проходит коррекционная работа. В Армении родители не платят ни за учебу, ни за коррекционные занятия. Все оплачивается за счет государства, спонсоров и грантов. Еще один отличительный момент армянского образования – детей не направляют в учебные учреждения, они могут выбирать те школы, которые находятся рядом с их домом. Это возможно в том числе благодаря системе «деньги за ребенком». Как только школа предоставляет справку, что у нее учится ребенок с особенностями, туда стразу поступает финансирование на этого ребенка. Поэтому в Армении выгодно предоставлять образование детям с особыми потребностями.
В Армении, совместно с ЮНИСЕФ, создана концепция развития ребенка с аутизмом. И, соответственно, создан главный Учебный центр, а также областные центры, филиалы. Также согласно этой программе, организовывают летний лагерь для детей с инвалидностью, где принимают 120 человек в год. Еще одной особенностью армянских школ можно назвать тот факт, что здесь используются не индивидуальные учебные программы, а адаптированные под каждого ребенка образовательные программы.
– Удалось ли Вам увидеть школы?
– Благодаря нашим партнерам, у меня была возможность посетить несколько учебных учреждений. Была в школе для подростков (в Армении действует система, когда 8-12 классы могут быть отделены от младшей и средней школы). Здесь в классах находится по 20 учеников. Всего в школе 5 детей с инвалидностью. Есть ученики с ДЦП, умственной отсталостью, сахарным диабетом и аутизмом. Школа очень уютная, хотя и маленькая. Была в школе, где учатся дети с 1 по 12 класс. Среди них тоже есть 20 школьников с особыми потребностями. То есть, в Армении особенные дети не представляют собой какую-то изолированную категорию, они учатся наравне со всеми.
– Что Вас больше всего впечатлило в Армении?
– В Армении есть Центр для детей с аутизмом. Он практически полностью работает по методике АВА. В Центре 50 человек штата, 40 из которых – АВА-специалисты. Эту структуру помог организовывать АВА-специалист из США. Он обучил всех педагогов, и сейчас приезжает раз в полгода, чтобы провести супервизию и поделиться новым опытом. В Центре обучаются дети с 1,5 лет, но есть и группа для взрослых – там возраст неограничен. Центр дает возможность детям приходить после занятий в школе и заниматься столько, сколько им нужно. Возможны занятия индивидуальные и групповые. На каждых 5 человек в Центре приходится 3 специалиста. Система работает так, что когда 2 человека уходят на индивидуальные занятия к своему педагогу, то 3 остаются с АВА-специалистами. Центр курирует Первая леди страны, и занятия здесь, как и везде, бесплатные. При Центре находится школа, куда ходят дети с аутизмом. Там учится 12 детей. В классе из 20 человек может быть 5 с аутизмом. В школе есть ресурсный класс. Там с каждым ребенком обязательно занимается тьютор от Центра. В самом Центре еще есть 2 кухни для обучения самообслуживанию, 2 ванны со стиральными машинами, сушилки и много других бытовых вещей для обучения детей и взрослых. Также здесь планируют делать мастерские, куда будут приходить представители предприятий, обучать людей с аутизмом, а потом брать их на роботу.
– Что бы из увиденного и услышанного Вы хотели перенести в Украину, в первую очередь?
– Я думаю, что было бы очень хорошо получать в Украине такую же поддержку от государства, как ее получают дети с аутизмом (и не только!) в Армении. У нас же такой возможности, к сожалению, нет. Поэтому многие родители не могут обеспечить своему ребенку все те услуги, которые необходимы для его полноценного будущего. У них просто не хватает денег. Также хотелось бы перенести в Украину понятие доступности – когда перед особенными детьми не закрывают двери, а наоборот приглашают их воспользоваться теми возможностями, которые существуют для любых детей в стране. Сюда можно включить и понятие инклюзии, и принятие обществом, и условия для развития. И в этом, на самом деле, нет ничего сложного или невероятного. Просто в Армении интересы ребенка поставили в центр системы образования. И я надеюсь, что подобное когда-то произойдет и в нашей стране.
Электронный журнал «Аутизм сегодня» – 2015, Октябрь