Спасти всех

1 17 6 8bezhenci 2. инвалидностью, инвалидов

1 17 6 8bezhenci 1
На фото — Славянск еще до освобождения от террористов. Сейчас ареной боевых действий стали другие города, и проблема эвакуации оттуда людей с особыми потребностями, стариков и детей вновь остро стоит перед государством и волонтерами / Фото Рейтер

В зоне активных боевых действий остаются люди, которые не только не могут покинуть территорию, но даже спуститься в подвал во время обстрела — в колясках, с ДЦП, прикованные к постели, незрячие… Кто им поможет?

Национальная Ассамблея инвалидов Украины и Европейская Ассоциация прав инвалидов основали Благотворительную программу «Спасаем вместе» для оказания помощи людям с инвалидностью — вынужденным переселенцам из зоны АТО. На территории Луганской и Донецкой областей находится более 240 тысяч инвалидов. Из них смогли покинуть территорию только пять тысяч. Эвакуация этих людей происходит силами волонтеров, поскольку государство не имеет ни средств, ни возможности обеспечить их вывоз, рассказывает председатель Национальной ассамблеи инвалидов Украины Валерий Сушкевич.

«Когда мы смотрим телевизор и видим, как люди убегают во время бомбардировки, как люди боятся и страдают в результате агрессии против населения Донецкой и Луганской областей, мы видим население, которое в состоянии, хоть и с риском для жизни, спасти себя и своих близких. Но мы не вспоминаем о других людях: незрячих, без ног, без рук, детях с ДЦП, людях на колясках, на костылях, людях, которые прикованы к постели. Эти люди не в состоянии спастись даже при желании. К примеру, в Донецкой области есть интернат для людей преклонного возраста. Ко мне с просьбой о помощи поступил уже не один звонок от людей, которые там живут. Таких интернатных заведений в Донецкой и Луганской областях (в том числе неврологических, в которых лечатся люди с ментальными поражениями и которые не понимают, что происходит) — десятки… Они остались в зоне АТО и никогда не покинут эти территории самостоятельно, а помочь им некому. Сейчас эти люди могут только просить судьбу и Бога, чтобы их не убили», — рассказывает Валерий Сушкевич.

«В СЛАВЯНСКЕ ОКОЛО 50 СЕМЕЙ, В КОТОРЫХ ЕСТЬ ЛЮДИ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ, ЖИЛИ В ПОДВАЛАХ…»

Сегодня население практически не информируют о возможностях покинуть зону АТО. Доходят лишь слухи, что откуда-то едут автобусы, но кто куда кого везет — неизвестно. Люди запуганы, они боятся звонить на государственные горячие линии, а кто пытается звонить — не в состоянии дождаться очереди.

«Люди с инвалидностью не выходят на улицу, они не могут пополнить телефонный счет, — рассказывает Валерий Сушкевич, — если кому-то удается добраться до стационарного телефона — это уже подвиг. Но линии постоянно перегружены, потому они звонят чаще нам. Недавно мне звонила пара. Оба — инвалиды на колясках, у них двое деток. Они говорили, что начинается бомбардировка со стороны террористических группировок. В это время вся семья находилась в квартире. Родители стремились спасти своих детей, но они на колясках и не в состоянии выйти даже за порог. Они сидели рядом обнявшись и молча ждали своей судьбы».

Молча ждать — это то, что может сделать большинство людей с инвалидностью в зоне боевых действий. К ним не подвозят продукты питания, они не в состоянии найти необходимые лекарства. В Славянске около 50 семей, в которых есть люди с инвалидностью, жили в подвалах. Они не имели средств на то, чтобы выехать, а если могли выехать, то не имели возможности устроить свою жизнь на другой территории, поскольку людям с ограниченными возможностями необходимы специальные условия. Даже когда людей вывозят волонтеры, не всегда можно гарантировать им комфорт, рассказывает пан Сушкевич.

«Одну группу из зоны АТО вывезли в санаторий, где были довольно интересные условия. Представьте себе, удобства там были на улице. Как человеку, передвигающемуся на коляске, туда пойти? Такие случаи не одиночные. В основном места, где поселяют инвалидов, не приспособлены к их проживанию. Сегодня к нам должны были прийти две женщины — лидеры местных Ассоциаций инвалидов. В результате одна не смогла приехать, так как от нервов из-за переезда у нее случился сердечный приступ, а другая — из-за узких дверей в комнатах упала, пытаясь самостоятельно дойти до туалета, и получила сотрясение мозга».

«ЛЮДИ НАМ ЗВОНЯТ И ГОВОРЯТ, ЧТО ЖИВУТ НА ШЕСТОМ, СЕДЬМОМ ЭТАЖАХ, НО СПУСТИТЬСЯ НЕ МОГУТ»

Специалисты, занимающиеся эвакуацией людей с инвалидностью (преимущественно это волонтеры), говорят, что этой проблемы в государстве «никто пока никто не видит и не слышит». Вопросом номер один они называют повышение эффективности работы всех институций — и государственных, и общественных, которые занимаются помощью людям с ограниченными возможностями.

— Мне звонили из Луганского департамента соцзащиты и говорили, что 74 человека с инвалидностью могут вывезти хоть завтра. Но для этого необходимы 11 тысяч гривен, которых у государства нет, — говорит Олег Дрюма, президент Ассоциации «Европейская ассоциация по правам инвалидов». — В Луганске сейчас — опаснее всего. Люди нам звонят и говорят, что живут на шестом, седьмом этажах, но спуститься не могут. И никто ничего не может сделать. Никто не помогает, только дают телефоны. Собственно, на местах работают волонтеры, систематической работы нет.

При этом Валерий Сушкевич приводит пример, когда государственная структура работает согласованно: это «Укрзализныця», которая помогает с дополнительными вагонами и билетами, Одесская и Николаевская областные администрации, именно в эти области в основном перевезли 5 тысяч людей с инвалидностью. Также есть случаи, когда в этих областях частные гостиницы берут к себе детей-инвалидов и содержат на собственные средства. Вывезти — это только одна часть роботы. Следующая — дать минимальные условия для проживания этих людей: санитарно-бытовые условия, лекарства, уход, к которым они привыкли дома. Разумеется, это сложный контингент: эти люди — неработоспособны, без денег, им постоянно нужны лекарства.

«БЕЗ ПОСТОРОННЕЙ ПОМОЩИ ЭТИ ЛЮДИ — ОБРЕЧЕНЫ…»

Сегодня Одесса и Одесская область стали своеобразным центром для временного переселения людей с инвалидностью с Востока. Санатории уже приняли более 800 таких людей и членов их семей. Директора санаториев позволяют людям жить у них бесплатно. Власть обещает со временем рассчитаться за это, но обе стороны понимают — деньги на такие потребности будут не скоро. В то же время не все государственные чиновники считают, что вопрос переселения инвалидов действительно стоит остро, говорит председатель Европейской Ассоциации прав инвалидов Олег Дрюма.

«Многие чиновники не понимают, почему они должны кормить инвалидов, помогать им. Но следует понимать: в большинстве своем эти люди — неработоспособны. Они не в состоянии заработать деньги самостоятельно, государство не может выплатить им помощь, в большинстве случаев у них нет сбережений, поскольку поддержание их здоровья требует значительных финансовых расходов. Если дома у них была налажена жизнь, то теперь они остались сами. Без помощи эти люди — обречены», — говорит Дрюма.

ПОМОЧЬ УЖЕ СЕЙЧАС

В связи с ситуацией на Востоке количество людей с особыми потребностями в Украине частично увеличивается. Сейчас из-за ранений многие люди не могут ходить, у них протезы вместо конечностей.

«Во Львовском госпитале лежит 19 военных с перебитым позвоночником из зоны АТО, — говорит Валерий Сушкевич. — Эти ребята никогда не станут на ноги, они могут потерять функции тазовых органов и даже движение рук. Никакая операция им не поможет. Это не только физическая, но и психологическая проблема. Я знал многих людей, которые становились инвалидами в силу тех или иных обстоятельств. Только что этот парень ходил, бегал, был сильным, натренированным. Он защищал украинское государство и украинский народ, а в одну секунду его практически уничтожили. Этим людям тоже нужно помогать, и помогать сейчас».

В рамках программы «Спасаем вместе» планируют обеспечить перевозку людей с инвалидностью в безопасные зоны, размещение их в местах компактного поселения, организацию питания, оказание необходимой медицинской помощи, обустройство быта, помощь в трудоустройстве. Благотворители надеются, что на средства населения им удастся вывезти недееспособных людей из их домов, которые три месяца назад стали ловушками.

Оксана Миколюк, Елена Бережнюк

«День»

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*