Им нужна помощь, а не жалость

1 04 invalid 1 2. инвалиды, ограниченными физическими возможностями

  1 04 invalid 1А ведь в лучшем случае именно это чувство, согласитесь, возникает у нас, когда мы видим на улицах города инвалидов. Словно слова «ограниченные физические возможности» ставят крест на жизни человека и навечно записывают его в ряды «сирых и убогих». В худшем — появляются непонятные нам самим брезгливость и желание обойти стороной чужую беду. Просто потому, что понятия не имеем, как «правильно» относиться к инвалидам и чем помочь на тех же улицах, в транспорте или магазине.

Между тем инвалидность совершенно не должна ассоциироваться с замкнутостью и обделенностью, ведь ограниченные возможности отнюдь не означают ограниченные потребности. В идеале такие люди должны иметь те же права и перспективы, что и другие сограждане: работать, ходить в театры и музеи, решать вопросы, требующие вмешательства чиновников, отдыхать на природе, ездить в гости к друзьям. И при этом не испытывать обидного ощущения беспомощности, нередко возникающего у наших инвалидов, бессильно взирающих на очередной пандус без поручня или непомерно высокий порожек двери магазина. К сожалению, до западных стандартов нам еще очень и очень далеко — как бы лично я ни сопротивлялась подражанию Америке и Европе, но тут вынуждена признать: у них есть чему поучиться.

Конвенция о правах инвалидов, принятая Генеральной Ассамблеей ООН, вступила в силу в 2008 году, для Украины — два года спустя. Тем самым наше государство обязалось «принимать все надлежащие законодательные, административные и иные меры для осуществления прав, признаваемых в настоящей Конвенции». В том числе — препятствовать дискриминации людей с ограниченными физическими возможностями, к которой мировое сообщество относит и так называемый отказ в разумном приспособлении — «внесение необходимых и подходящих модификаций и корректив в целях обеспечения реализации или осуществления инвалидами наравне с другими всех прав человека и основных свобод». И вот с этим пунктом, будем откровенны, у нас еще есть проблемы. Многие чиновники убеждены — пандус на скорую руку организовали, галочку поставили и с чистой совестью успокоились. Между тем в том же Симферополе лишь некоторые из таких подъемов соответствуют нормам, считают инвалиды. В большинстве случаев они либо слишком скользкие, либо поручни отсутствуют, либо дверь открывается на себя. Про крутизну и вовсе умолчу — похоже, некоторые строились не для инвалидов, а для тренировки скалолазов. Далеко не все транспортные средства города приспособлены для колясок, и хорошо, если рядом есть родственники или просто отзывчивые люди — на остановках и в маршрутках помогут. Не ко всем чиновникам можно добраться — ступеньки оказываются непреодолимым препятствием. Да что там говорить, порой инвалид не в силах попасть даже на прием к врачу! В общем, работы — непочатый край. А есть ведь еще такие понятия, как доступность образования, информации, природных богатств, объектов культуры…

  1 04 invalid1 2Можно назвать и позитивные примеры — в частности Министерство социальной политики Крыма, профильное для людей с ограниченными физическими возможностями, проблему доступности решило по-своему. «Архитектура нашего здания, довольно старого, не позволяет установить лифт, а лестница на второй этаж очень крутая. Поэтому кабинеты всех чиновников, работающих с инвалидами, разместили на первом. Здесь и двери кабинетов достаточно широкие, и туалеты приспособлены. Если же требуется консультация специалиста, «обитающего» на втором этаже, — внизу есть специально отведенное помещение для таких ситуаций, чиновник просто спускается к посетителю», — рассказала первый заместитель министра социальной политики автономии Ирина Кручек.

Еще одна позитивная перемена в сфере социальной защиты — появление так называемых мобильных социальных офисов. Рабочие группы профильных управлений выезжают, например, в конкретные сельсоветы, чтобы инвалиды смогли решить свои проблемы на месте, — тогда как раньше надо было ехать в райцентр, а транспорт, как мы уже знаем, у нас слабо приспособлен под нужды людей с ограниченными физическими возможностями.

Гораздо оптимистичнее стала ситуация с креслами-колясками. Переход на адресную помощь определенно нашел одобрение и у социальных служб, и у самих инвалидов. Теперь они заполняют специальную анкету, в которой указывают потребности и пожелания к конструкции, самостоятельно выбирают завод-изготовитель — таких в Украине одиннадцать. И заказ получают на дом, где подписывают соответствующий акт. Только после этого заводу оплачивают работу. Если же в коляске обнаруживается брак или несоответствие заявленным требованиям, производитель обязан за свой счет заменить и доставить кресло. В результате нововведения с июня уже получено 1150 колясок при изначальной потребности в 1361.

Отдельный вопрос — трудоустройство. Многие инвалиды вполне способны трудиться в определенных сферах наравне со здоровыми гражданами, но из-за тех самых ограниченных возможностей не могут получить соответствующую профессию или найти рабочее место (вот она, дискриминация, не каждый работодатель, увы, захочет подстраиваться под потребности одного сотрудника). В этом направлении крымским, если не украинским флагманом, не побоюсь громкого слова, стал Межрегиональный центр профессиональной реабилитации инвалидов в Евпатории — гордость автономии. Здесь готовят швей, вышивальщиков, обувщиков, операторов ПК, секретарей, радиомехаников, столяров, резчиков, облицовщиков… Мне доводилось бывать в центре, и смею заверить — уровень вполне европейский. Да и процент трудоустройства для подобных учреждений весьма велик — больше половины «выпускников» успешно реализовывают себя в профессии.

Нельзя не отметить — положительные сдвиги есть, пусть маленькими шажочками, но движемся в нужном направлении. Тем не менее накануне 3 декабря, когда весь мир в двадцатый раз отмечает Международный день инвалидов, хочется снова обратить внимание не только чиновничьей братии, но и обычных членов общества к потребностям людей с ограниченными возможностями. И напомнить — они ничем не отличаются от нас. Так же просыпаются по утрам, смеются, растят детей, ездят на работу. Не нужно стыдливой жалости, смешанной с облегченным «хорошо, что не со мной случилось». Не нужно брезгливости и снисходительности. Нужно лишь прийти на помощь в трудной ситуации и создать условия для нормальной, полноценной жизни с учетом наших реалий. А с остальным они и сами справятся, поверьте.

Анастасия Тимофеева

Крымские известия

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*