От диализа до диализа. Когда жизнь зависит от бюджета

1 24 gemodializ 2. гемодиализа, искусственной почки

  1 24 gemodializ 1

Говоря об инвалидах, мы вряд ли представляем себе больных с хронической почечной недостаточностью. Тем не менее этот недуг, хоть и мало проявляется внешне, делает людей узниками обстоятельств. Вся жизнь таких больных строится вокруг процедуры гемодиализа. Поэтому, когда в Луганской облбольнице вышли из строя сразу четыре аппарата «искусственной почки», люди запаниковали.

Гемодиализ – это процедура очищения и фильтрации крови с помощью аппарата «искусственной почки». Больные с ХПН вынуждены проходить ее трижды в неделю по четыре часа, иначе – интоксикация и смерть. Стоимость одного сеанса в разных регионах колеблется от 800 до 1200 гривен – неподъемная для инвалидов сумма, так что большинству из них лечение оплачивает государство. На одного больного-диализника из госказны выделяют, по грубым подсчетам, 150 тысяч гривен в год. В нашей области такую помощь сейчас получают более ста человек.

Бесплатный гемодиализ на Луганщине можно пройти только лишь в областной клинической больнице. Там установлено 16 аппаратов «искусственной почки», но большая часть из них уже отжила свой срок. Осенью 2012- го четыре устройства вовсе остановились. Из-за этого сеанс гемодиализа сократили. О проблеме «МГ» узнал из письма общественной организации «Мрия», в которую объединились диализники.

«Сеанс сокращен до 3 часов 45 минут, что чревато осложнениями для больных. Работать аппаратам приходится в 5 смен – 20 часов в сутки из 24-х возможных (последняя смена – в 11 часов ночи). И это при их-то изношенности… О каком качестве диализа может идти речь?» – спрашивали больные.

Этот вопрос мы переадресовали начальнику облздрава Павлу Малышу. Он заверил, что у властей есть четкий план по замене в текущем году 80 процентов имеющихся аппаратов «искусственной почки». Кроме того, на рассмотрение ближайшей сессии областного совета будет вынесен вопрос о выделении средств на капитальный ремонт отделения гемодиализа.

Пока же старые аппараты ремонтируют. Последний раз мастер из Киева приезжал в декабре. Едва больные смогли почувствовать адекватное качество гемодиализа, как два аппарата вновь «замолчали», не прошло и месяца. Поэтому обещание Павла Николаевича – единственная надежда диализников на нормальное лечение: «Ведь в других медучреждениях наши бесплатные больные никому не нужны», – пишут больные.

Не терять самообладание в подобных ситуациях очень сложно, но вместе справляться с бедой легче. Для этого три года назад луганские диализники и создали общественную организацию «Мрия». Ее председателя, Армена Шиндияна, уже знают в лицо и в облздраве, и в управлении соцполитики. Ведь на качестве гемодиализе проблемы больных с ХПН не заканчиваются. За три года Армен добился, чтобы их приняли в областной комитет доступности, – и теперь с мертвой точки сдвинулся вопрос компенсации диализникам стоимости проезда в областной центр и обратно.

– Представьте, приезжает человек из Северодонецка 12 раз в месяц. Сколько у него на транспорт уходит? Когда я этот вопрос поднял, то замгубернатора Михеев сказал: если за эти годы ни управление транспорта, ни кто-то другой вами не занимался, то я буду лично заниматься. И дело пошло – он нам сейчас помогает. Мы начали со Стаханова. Мэр сейчас сам нашим больным звонит и говорит: «Готовьте документы, мы будем возмещать». То есть надо было сделать шаг длиною в три года, – рассказывает председатель организации.

А сколько еще таких шагов будет вынужден сделать Армен! На лечение сопутствующих заболеваний – анемии и остеопороза – диализникам приходится тратить почти всю свою пенсию в 1200 гривен. Материальную помощь им выплачивают, но с опозданием на год. На работу таких больных берут неохотно: какому работодателю понравится, что сотрудник отлучается трижды в неделю практически на весь день? Получается, больному-диализнику приходится либо «работать на себя», либо искать место с гибким графиком, либо жить на попечении родственников, что случается чаще всего.

– У нас вообще такой симптом: мы боимся всех, потому что у нас нет выбора, – признается Армен. – Мы ходим годами в одно и то же отделение, зависим от одних и тех же врачей и одной и той же системы.

Кто-то скажет: «Кошмар, это не жизнь!» Но Армен Шиндиян верит, что со всеми проблемами можно справиться – надо лишь суметь достучаться до чиновников. Бюрократия, отписки и бумажная волокита – вряд ли вариант там, где счет человеческой жизни ведется от процедуры до процедуры. Так что отсутствие денег – полбеды. Худшее преступление, которое можно совершить по отношению к людям, – относиться к ним равнодушно.

Анна Симонова

«МГ-media»

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*