Владимир Прушковский: «Моя овчарка-поводырь сама ходила в аптеку и магазин»

1 28 foto2 2. инвалидов, незрячих, собак-поводырей

  1 28 foto2 1Почему в Украине не готовят собак-поводырей для незрячих?

Каждые 5 секунд в мире теряет зрение один человек. Тогда глазами таких людей становятся родные люди или специально обученные животные. К примеру, за рубежом незрячим упрощают жизнь собаки-поводыри. Провожают в магазин, аптеку и даже сообщают, если не выключены свет или газ. А в Украине о таких помощниках незрячие только мечтают. Несмотря на то, что кинологических центров, как государственных, так и частных, в стране вполне достаточно, нигде не воспитывают собак-поводырей. А купить за границей очень дорого. Например, в России цена такой собаки примерно 12 тысяч евро (то есть два бюджетных автомобиля), в Германии — 30 тысяч евро. Для украинского инвалида это неподъемные деньги.

«При Союзе мне выдали собаку-поводыря бесплатно»

В Житомирской области нет ни одного незрячего, который бы имел верного четвероного друга и помощника. Однако журналист «Эхо» нашла человека, у которого такая собака была. Еще при Союзе, когда инвалид по зрению мог получить собаку-поводыря абсолютно бесплатно. Это Владимир Прушковский — директор Житомирского областного отделения фонда социальной защиты инвалидов. Он потерял зрение в результате ранения, полученного на войне в Афганистане.

— Сотни незрячих людей чувствуют себя обузой на шее родных и друзей, поскольку нуждаются в посторонней помощи,— признается Владимир Станиславович.— А одинокие люди практически не выходят из дому, поскольку их просто некому сопровождать. Но если бы у незрячих были собаки-поводыри, то большинство проблем просто отпало бы. Ведь речь идет об одной из форм доступности инвалидов к инфраструктуре, их свободе передвижения и независимости. Когда-то еще при Союзе, в 1983 году, мне, потерявшему зрение, государство бесплатно выделило собаку-поводыря. В кинологическом центре города Купавна Московской области мне вручили немецкую овчарку Зитту, которая на долгие годы стала верным помощником, другом и любимицей всей семьи. Тогда из Купавны в Житомир на несколько дней приехал инструктор, обучивший Зитту уже на месте 18-ти маршрутам по городу. Она водила меня на работу — в житомирский Дом офицеров, где знала, как проводить к кабинету начальника, в туалет, в кафе и мой собственный кабинет. А еще водила меня в парк, на рынок, к теще и так далее. Зитта очень любила ездить в общественном транспорте. Заведет меня, бывало, в троллейбус, подведет к свободному месту, усадит и устроится у моих ног. Случалось, что в толкучке девчонки нечаянно прокалывали ей лапы острыми каблуками-шпильками. Но она все это безропотно терпела, только взвизгнет от боли и все.

«Зитта абсолютно не реагировала на кошек и других собак»

— Зитта абсолютно не реагировала на кошек, собак, других животных и птиц,— продолжает Владимир Станиславович.— Ее ничто не отвлекало от работы. Помню, приедем мы с семьей летом к реке. Ляжем на песочек, и Зитта к нам никого не подпустит, охраняя занятую нами территорию. А когда плавали, она очень волновалась и бросалась на помощь, если считала, что мы заплыли слишком далеко. Эта собака постоянно чувствовала огромную ответственность за мою жизнь и всех членов моей семьи. А еще она сама ходила в магазин и аптеку. У Зитты на ошейнике был специальный значок с крестом и полумесяцем, к собаке прикреплялась сумочка и кошелек с деньгами. Продавцу нужно было вынуть записочку, прочитать список продуктов и взять деньги. Точно так же и в аптеке. Надо сказать, при Союзе куда лучше заботились о незрячих. Мало того, что я бесплатно получил собаку, так ее еще прикрепили к Житомирскому мясокомбинату, и я бесплатно получал для нее кости. А еще она бесплатно обслуживалась в ветеринарной клинике…

— На пути у незрячего человека, который решил выйти из дома, много препятствий: лужи, стены домов, ветки деревьев и так далее. Как собака предупреждает о преграде или опасности? — интересуюсь у своего собеседника.

— Если собака-поводырь хочет остановить хозяина, например, перед бордюром или обрывом, она становится поперек дороги, и человек понимает: надо остановиться. Собака умело обводит хозяина мимо луж и канализационных люков. Если она видит ветку дерева на уровне лица хозяина, то сразу останавливается, а незрячий понимает, что впереди некое препятствие, и начинает искать его тросточкой. Что касается Зитты, то она выполняла все основные команды вроде «лежать», «рядом», «сидеть», причем для этого не обязательно было командовать вслух, достаточно было поднять или опустить руку или хлопнуть по ноге. Я щелкал пальцами, и собака тут же подавала голос, чтобы я понимал, где она находится. А еще Зитта умела мирить членов нашей семьи. Как только она слышала разговор на повышенных тонах, сразу становилась между нами и начинала рычать то на одного, то на другого. Ей удавалось погасить любые конфликты. Зитта прожила по собачьим меркам довольно долгую жизнь и умерла от старости. Я вспоминаю о ней с большой теплотой и любовью. И даже сейчас, когда у меня есть машина и личный водитель, я бы не отказался от хорошей собаки-поводыря.

По словам Владимира Прушковского, на Житомирщине 1618 человек стоят на учете в областном обществе слепых, но незрячих людей гораздо больше, поскольку далеко не все являются членами УТОСа. Люди, лишенные возможности видеть, были бы счастливы иметь собаку-поводыря.

Двое незрячих инвалидов готовы воспитывать собак-поводырей

Прошерстив Интернет, я выяснила, что в Днепропетровской области двое супругов — инвалидов по зрению, которые уже воспитали для себя двух собак-поводырей, вынашивают планы основать социальный проект по подготовке таких собак, рассчитывая на помощь государства. Правда, они подсчитали, что если в год готовить по 10–15 собак, то каждая собака-поводырь обойдется в 60–70 тысяч гривен. Задумка неплохая, однако неизвестно, удастся ли запустить такой проект, захочет ли его финансировать государство…

Корреспондент «Эхо» решила выяснить у местных кинологов, пусть чисто гипотетически, сколько может стоить подготовка собаки-поводыря частным образом.

— Так называемый «курс послушания» собаки, то есть обучение собаки основным командам стоит сегодня 3600 гривен и длится три месяца,— объясняет директор Житомирского кинологического клуба «Гюнтер» Игорь Дьяченко.— А спецкурс по подготовке собаки-поводыря обойдется минимум в три раза дороже, поскольку собаку нужно научить очень многому: не реагировать на кошек, собак, птиц, обучить конкретным маршрутам по городу, научить не бояться общественного транспорта и многое другое. Собака должна уметь при необходимости сама сходить в аптеку или магазин, быть помощником незрячего хозяина в любых ситуациях. Это очень непросто и потому дорого. Думаю, даже полгода будет мало для такой подготовки, а стоимость назвать просто не берусь. Знаю только, что в заграничных клубах такая подготовка стоит не меньше 15-ти тысяч евро.

По словам кинологов, для собаки-поводыря лучше всего подходят две породы — немецкие овчарки и лабрадоры, поскольку они незлобные, умные, прекрасно уживаются в семье и любят детей. Стоимость лабрадора примерно 400 долларов, немецкую овчарку можно найти вдвое дешевле.

— Если бы проблема подготовки собак-поводырей была решена на государственном уровне, то у незрячих людей появился бы шанс улучшить качество своей жизни,— резюмирует Владимир Станиславович.— Например, в нашей области можно было бы использовать для этого базу питомника УМВД. У нас есть опытные кинологи, главное — выделить средства и наладить процесс.

Несмотря на то, что незрячие люди сегодня пользуются многими достижениями цивилизации («говорящими» мобильными телефонами, слушают книги на компьютере и так далее), замены собаке-поводырю пока никто не придумал…

Юлия Мельничук

Газета “Эхо”

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*