Принятие вместо жалости

1 09 2 huge 2. особыми потребностями

Я тут недавно вместе с ребёнком стала смотреть американские развивающие мультфильмы. Вовсе не из благоговения перед американской культурой, а из стремления самой не забыть азы английского языка. Сюжет мультфильмов стандартный — представители флоры и фауны всех мастей поют, танцуют в духе классического американского мюзикла. Ну а если героями выступают люди, то они, что вполне понятно, представляют все расы и национальности, населяющие США, пишет «PRO.berdyansk.biz».

В общем, за видеорядом я следила, не обращая особого внимания на детали. Пока глаз не зацепился за одну особенность, которая в мультиках-книжках-сказках нашей культуры мне лично не встречалась ни разу. То, как с самого детства маленьких американцев учат, что в обществе встречаются разные люди, с разными особенностями и все они равны. Я сейчас не о правах сексуальных меньшинств, хотя после легализации гей-браков в США на слуху именно эта тема. Я об отношении к людям с особыми потребностями, которых мы по привычке продолжаем называть инвалидами.

Например, центральным героем, наравне с другими детьми, выступает мальчик на инвалидной коляске. Он так же, как все, поёт, танцует, сидя в коляске, и все ему аплодируют. А вот овечка делится своей шерстью со всеми, включая дедушку с палочкой и девочку-инвалида, потому что все они полноправные члены общества.

Из знакомых нам детских сюжетов мне вспомнилась только сказка «Цветик-семицветик», где девочка использовала последнее желание на то, чтобы подарить способность ходить мальчику с больными ногами. Но и тут больше говорится о пробуждении человечности, чем о равенстве людей с разными возможностями. Потому в нашем обществе максимум на что могут рассчитывать люди с особыми потребностями — это проявление жалости. А из собственного опыта общения с этими людьми могу сказать, что жалость наша им нужна меньше всего. Гораздо важнее — право быть «как все», наравне со всеми учиться, работать.

Журналисты часто пишут, снимают и говорят о том, как людям с особыми потребностями тяжело жить в городе, где для них не приспособлены дороги, тротуары, транспорт, входы в общественные места и даже выходы из собственного дома. Как и во многих случаях, решение проблемы упирается в отсутствие средств на строительство пандусов или специальный транспорт. На самом деле проблема даже не в деньгах, просто этим людям до сих пор нет места в наших головах и сердцах. Именно поэтому мы не видим их в школах, на улицах, на концертах и среди коллег по работе. И потому детям никто не объясняет, что есть особенные люди, но они не хуже остальных. Да и, если честно, родители сами не знают, как это делать и стоит ли вообще. Красноречивое подтверждение этому наблюдала пару дней назад на детской площадке. Девочка лет пяти видит, как с совсем маленькими детьми играет мальчик повзрослее, видимо, отстающий в развитии. Девочка спрашивает у своей мамы: почему? И тут единственный выход, который приходит в голову взрослой женщине, не объяснить, что мальчик немного другой, а прямо заявить своей дочери, что этот ребёнок «дурачок» и «ты с ним не играй». И как потом ребёнок будет избавляться от стереотипов, заложенных в детстве собственной мамой, да и будет ли вообще? Тут и сказкой «Цветик-семицветик» про человечность не поможешь.

Бучная Анастасия

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*