В Донецке девушку на инвалидной коляске не пустили в ночной клуб

1 26 DSC02787 2. инвалидам

  1 26 DSC02787 1
Фото из личного архива Татьяны Гречишниковой. Фото сделано в 2013 году.

Девушку на коляске не пустили в ночной клуб, но суд восстановил справедливость. Частично.

Двенадцать лет назад Татьяна Гречишникова попала в аварию и стала инвалидом І группы. Теперь она прикована к коляске, но по активности даст фору любому! За десять минут до моего визита колясочница успевает “смотаться” в магазин – собирается на природу с друзьями. В соседней комнате играет семилетний сын Вова. Дончанка уже два года занимается бальными танцами на колясках, а между делом ездит на концерты звезд. Эта пестрая жизнь едва не рухнула в одну ночь от обычного хамства.

Не пустили и угрожали разбить фотоаппарат

Конфликт произошел в январе этого года. “Решили с друзьями отпраздновать Татьянин день в ночном клубе “Лица”, но нас туда не пустили, сказали, что не проходим фейс-контроль. Причина – заведение частное, не приспособлено для таких, как я, мою безопасность нельзя гарантировать. Когда мы достали фотоаппарат, чтобы заснять конфликт, начали угрожать, что разобьют технику”, – вспоминает Татьяна Гречишникова.

Дмитрий Горобец, друг Тани и очевидец, добавляет: “Нас было трое – я, Татьяна и еще одна девушка. Разрешали пройти всем, кроме Тани. Охрана говорила, что вход инвалидам на колясках запрещен приказом руководства”. Появились начальник охраны и администратор клуба – им предложили выдать письменный отказ пропустить, в ответ – новая порция обидных слов.

В конце февраля Татьяна обратилась в Калининский районный суд Донецка с иском против клуба. Нарушена 24 статья Конституции Украины о равенстве прав всех граждан и 17 статья Закона Украины “О защите прав потребителей”: “За всеми потребителями в равной мере признается право на удовлетворение их потребностей в сфере торгового и других видов обслуживания”.

Дончанка потребовала возместить моральный ущерб – 50 тысяч гривен. “Из-за этого скандала Таня на время забросила танцы – была в депрессии 2 месяца. Раньше хотела освоить гитару, но из-за стресса желание пропало. Потом, к счастью, отошла”, – рассказывает Дмитрий Горобец.

Теперь Таня обходит клубы стороной: “Раньше посещала, правда, другие заведения. Обычно охрана как-то поддерживала, хотя бы морально. Вообще бываю везде, где мне хочется, даже если место не приспособлено для коляски: тогда прошу знакомых перенести меня”, – хвалится девушка. Она привыкла к неудобным тротуарам, магазинам, аптекам – обижает только грубость людей.

Суд признал нарушение прав Татьяны и 29 мая вынес вердикт: “Взыскать … моральный ущерб в размере 2000 грн.” Колясочница подала апелляцию, которую в начале июня приняли к рассмотрению. “Для клуба эти деньги – ничего особого. Выплатят, а потом придет такая же девушка, и ее снова прогонят. Не все пойдут в суд: у меня много друзей, а некоторые колясочники боятся выходить из дома. Смысл процесса – наказать заведение, изменить отношение к инвалидам”, – объясняет Таня.

“В аналогичных случаях в Европе сумма иска – от 500 тысяч евро, подобных ситуаций там очень боятся. Для наших бизнесменов главное – нагрести денег, а клиенты на колясках – пускай дома сидят!”, – размышляет Дмитрий Горобец. Татьяна резюмирует: “Самое страшное, что за эти месяцы клуб ничего не предпринял, чтобы туда могли попасть инвалиды. Представитель ответчика на суде настаивала, что нет нормы закона, которая обязывает их это делать”.

Комментарий

Татьяна Иванова, адвокат Татьяны Гречишниковой: “Моей подзащитной не просто испортили праздник. Ей показали, что она – хуже других”.

Мы согласны с судом в признании факта дискриминации, возражения вызывает сумма морального вреда, поэтому подали апелляцию. Татьяне не просто испортили праздник – ей показали, что она хуже других людей. Отговорка клуба очень надуманная: если нельзя обеспечить безопасность инвалидов, то почему других людей – можно?

Владельцы заняли двойственную позицию: готовы выплатить определенные деньги, но не потому, что признают вину, а просто так. Представитель ответчика говорила о компенсации без судебного разбирательства, но обсуждать конкретную сумму было не в ее полномочиях. Руководство клуба на нас так и не вышло, их контактов у нас нет, только на втором заседании увидели владельца заведения. Реакции на апелляцию со стороны ответчика еще не было. Считаю, что даже 50 тысяч – маленькие деньги. Такая сумма подъемна для ночного клуба, но моральный ущерб не компенсирует.

Подобные иски у нас редкость: к счастью, к инвалидам относятся более-менее нормально. Плохо, что многие общественные заведения – клубы, магазины, аптеки, химчистки – не приспособлены для колясочников, хотя в законе прописаны особые требования по оснащению таких помещений. Потом, чтобы не брать ответственность, проще не пустить человека внутрь.

Все эти вопросы регулирует законодательство: оно хорошо выписано, но его мало кто соблюдает. Санстанцию, защиту прав потребителей иногда на порог не пускают, за нарушения не наказывают. Проблема глобальная, одним делом ее не решить, но мы продолжаем борьбу.

Марія Прокопенко, для “Голосу України”

«Голос України»

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*