Сила доброты

1 11 6 87438 2. детей

  1 14 8 87438 1

Можно только искренне посочувствовать людям, которых судьба не осчастливила встречей с Борисом Давидовичем Литваком. А теперь уже не осчастливит…

В одной из книг, посвященных Литваку, справедливо утверждается “Борис Литвак — самый популярный человек в Одессе. Для самого города — это аксиома. В Одессе любят капитанов, шутников и, как везде, футболистов. Борис — не первое, не второе и уже не третье. Он — творитель блага для больных детей. Он — хранитель города и справедливости в нем. Абсолютно независимый, остроумный, с пол-оборота вступающий в борьбу, если его детей или город (который он, кажется, тоже чувствует своим ребенком) обижают”.

Он был не только почетным гражданином Одессы, он был — сама Одесса: независимый, ершистый и, в то же время, мудрый, веселый и ироничный. Не прилагая видимых усилий, он завоевывал сердца сотен людей, поверивших в него и его Дело. К нему тянулись поэты и строители, врачи и политики, журналисты и хозяйственники, звезды спорта и эстрады.

То, что для всех казалось неосуществимой мечтой, он делал реальностью, а после загорался новой, еще более дерзкой мечтой. И, нужно признать, осуществить это мог только он.

Много лет назад, когда та же болезнь забирала любимую дочь Ирочку, она попросила отца — директора детской спортивной школы: “Папа, ты везде отбираешь сильных, здоровых ребят, которые и сами смогут пробиться в жизни. Займись больными и ненужными, помоги им вылечиться и обрести себя”.

Всю оставшуюся жизнь Борис Давидович положил на исполнение этого завета.

Мы не знаем, какой памятник поставят одесситы на могиле своего великого земляка, но вряд ли он будет значимее воздвигнутого на углу Пушкинской и Базарной — Центра реабилитации детей-инвалидов. Двадцать пять тысяч его “маленького народца”, который он вел через пустыню болезней и беспросветности к вере в себя, были согреты теплом его души.

Возвести на месте полуразрушенных хибар украшение Одессы — Дом с Ангелом, наполнить его современным оборудованием, подобрать медиков, не берущих мзды — было только половиной дела. Сделать бесплатным лечение детей, больных церебральным параличом, пожалуй, не менее сложно. Но он этого добился, мечась по всяческим учреждениям, фондам и меценатам. А достигнув поставленной цели, взялся за следующую.

Дело в том, что его маленькие пациенты не могли лечиться без сопровождающих мам или бабушек. А сколько стоит в Южной Пальмире снять самый скромный угол? Да и курс лечения мог растянуться на долгие недели, а то и месяцы. Даже при бесплатной медицине это сильно било по семейному карману. Отсюда решение одно — строить спальный корпус. Да не простой, а комфортабельный, со всеми удобствами — пандусами, просторными лифтами, бассейном для подводной вытяжки, процедурными, отдельными санузлами в каждом номере.

Дальше — больше: Литвак поставил задачу наладить бесплатное четырехразовое питание детей. И это — во время экономического кризиса. И задачу эту решил. А еще построил корпус социальной реабилитации детей-инвалидов со специальными тренажерами и компьютерами. И все — лечение, обучение, питание и проживание — бесплатно!

Свои награды — звезду Героя Украины, грузинский орден Чести, российский орден Дружбы и многие другие Борис Давидович никогда не носил. Они хранятся в Центре под стеклом стеллажа с табличкой: “Все эти награды принадлежат нашему коллективу”.

Годы и болезни брали свое. И многие задавались тревожным вопросом: а что будет с Центром после ухода Бориса Давидовича? Да, останется выпестованная им команда единомышленников, светлые корпуса и доброе имя лечебницы, но если из дома уходит душа, будь то даже Дом с Ангелом…

Но ведь частичка души Бориса Давидовича живет в каждом его сподвижнике, а значит служение той великой цели, к которой он стремился — не только дань его памяти, но и долг их, всей Одессы и всей Украины. Теперь эту ношу нести всем нам.

Разговор Бори с Б-гом

— Господи, дай мне на гору вкатить этот камень,

Я утомился, я выдохся, я одинок.

Все, что я делаю, только твоими руками.

— Это твоими руками я делаю что-то, сынок.

Про одиночество врешь. Оглянись — видишь, сколько

Близких и дальних, ты знаешь, что это — друзья.

— Все это днем. А когда доберешься до койки,

Снова один я. И дума ночная моя.

Господи, сколько ты создал больных и недужных!

В чем виноваты они и какою виной?

Ты всемогущий, зачем же тебе это нужно?

— Нужно тебе. Чтобы им помогать. И не ной.

Только на шаг отступи, только малость попробуй

Дать слабину… Если в сторону мы отойдем,

Что с ними будет?

— И так значит, Боже, до гроба?

— Значит, что так. Но со смертью пока подождем.

Дай-ка поглажу седую башку твою, мальчик,

Дай-ка, ладошку. Вот так. Отдохни. Посиди.

Хватит, вставай.

— И куда же мне, Господи, дальше?

— Будто не знаешь.

— Я знаю.

— Ну, значит, иди.

В.Жук Март 2007 г.

«ZN,UA»

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*