Барьеры физические и моральные: как живут на Донбассе люди с инвалидностью

Барьеры физические и моральные: как живут на Донбассе люди с инвалидностью. донбасс, доступность, инвалидность, инклюзивное образование, толерантность, person, floor, furniture, clothing, table, indoor, people, computer, chair, group. A group of people sitting at a table

Барьеры физические и моральные: как живут на Донбассе люди с инвалидностью. донбасс, доступность, инвалидность, инклюзивное образование, толерантность

Доступное пространство, инклюзивное образование, толерантность в обществе – необходимые условия для того, чтобы люди с ограниченными физическими возможностями могли реализовать свои права на развитие, медицинское обслуживание, досуг и прочие, чем пользуются все остальные здоровые граждане. Так должно быть, а как обстоят дела на самом деле, выясняли в прямом эфире программы «Без границ», подготовленной Антикризисным медиа-центром, информирует «Деловой Славянск».

Ни пройти, ни проехать

Доступность – это один из принципов Конвенции ООН о правах людей с инвалидностью. Она касается качества городской среды, характеризует степень ее приспособленности для маломобильных групп населения. А к этой группе относятся не только люди с инвалидностью, но и беременные, мамы с колясками, люди с временной потерей здоровья, а также граждане, чей возраст превышает 70 лет. По статистике, это 40 процентов населения, то есть доступность затрагивает почти каждого второго жителя нашей страны.

Барьеры физические и моральные: как живут на Донбассе люди с инвалидностью. донбасс, доступность, инвалидность, инклюзивное образование, толерантность

Несмотря на то, что фактор безбарьерности должен обязательно учитываться при строительстве или реконструкции объектов, большинство людей с инвалидностью вынуждены проводить все время дома, не имея возможности выйти, воспользоваться транспортом и попасть в учреждение, чтобы получить необходимую услугу.

«В Донецкой области 129 объектов не оборудованы элементами доступности. В 2017 году планировалось провести соответствующие работы на 22-х объектах, но по факту приведены в соответствие только половина из них», – констатировала Александра Горбань, заведующая сектором градостроительного кадастра Управления градостроительства и архитектуры Донецкой ОГА.

Барьеры физические и моральные: как живут на Донбассе люди с инвалидностью. донбасс, доступность, инвалидность, инклюзивное образование, толерантность

При этом председатель Донецкой областной организации людей с инвалидностью Надежда Поламарчук утверждает, что чаще всего работа делается «для галочки» и даже те объекты, которые вроде бы оборудованы элементами безбарьерности, не всегда доступны маломобильным категориям граждан. В этом убедилась и съемочная группа Антикризисного медиа-центра: пандусы имеют слишком большой угол наклона и поручень всего с одной стороны, зимой они не чистятся от снега, дверные проемы не расширены для проезда колясочников, а передвижение по этажам больниц, поликлиник и социальных учреждений для таких людей становится поистине невыполнимой миссией.

Барьеры физические и моральные: как живут на Донбассе люди с инвалидностью. донбасс, доступность, инвалидность, инклюзивное образование, толерантность

Выполнение норм безбарьерности должна контролировать Государственная архитектурно-строительная инспекция, но по факту этим занимаются сами люди с инвалидностью, которые объединяются в организации, добиваются участия в комитетах доступности, стучатся в двери чиновников. Так, в Бахмуте Наталья Зубарь, которая с 17-ти лет имеет первую группу инвалидности, добивается создания в городе доступной среды – помогает другим, городской власти, себе.

«Одна из главных проблем – банальное непонимание подрядчиком требований удобства к тому, что делается, например, для колясочника или человека с проблемами зрения. Приходится объяснять, конфликтовать, доказывать. В этом видим поддержку городской власти. Но сотрудничество с ней носит какой-то точечный характер: успели застать, успели забить в колокола – повезло. Нет – будет очередной недоступный объект», – поделилась Наталья Зубарь.

Недоступная реабилитация

По данным Государственной службы статистики, 6% украинцев имеют инвалидность, но подсчеты международных организаций, с учетом военных действий на Востоке Украины, увеличивают эту цифру вдвое – 12,5%. Однако необходимую медицинскую реабилитацию могут пройти далеко не все.

Барьеры физические и моральные: как живут на Донбассе люди с инвалидностью. донбасс, доступность, инвалидность, инклюзивное образование, толерантность

«В Донецкой области на сегодняшний день 156 тысяч людей с инвалидностью. В прошлом году около 26 тысяч человек получили различные технические средства реабилитации – от тростей до колясок. Курсы медицинской реабилитации в специализированных центрах области прошли порядка 900 человек», – сообщила Светлана Перминова, начальник отдела соцзащиты и реабилитации инвалидов Донецкой ОГА.

Такое негативное соотношение между потребностью в реабилитации и возможностью ее получить объясняется сложной процедурой оформления. Об этом команде АКМЦ рассказали в дружковском Восточном центре комплексной реабилитации, где оказывают помощь и взрослым, и детям. Здесь установлены современные тренажеры, есть множество различного оборудования и спортивных приспособлений для восстановления мышечной и двигательной функции для перенесших инсульт, спинальных больных, детей с ДЦП. На сегодняшний день на реабилитации находятся 39 взрослых и 15 детей.

«У нас могли бы проходить реабилитацию гораздо больше людей, если бы не бюрократическая волокита при оформлении в Центр. Дело в том, что больному предстоит пройти несколько этапов – сначала получить назначение лечащего врача, потом подтвердить его на МСЭК, и только после этого обратиться в городское Управление соцзащиты для направления на реабилитацию. Из-за длительной процедуры оформления многие упускают драгоценное время, а некоторые вообще не используют возможности реабилитации. Вот если бы больные попадали к нам сразу после выписки из стационара и лишь по направлению лечащего врача, то эффект был бы гораздо больше», – подчеркнул врач-реабилитолог дружковского Восточного центра комплексной реабилитации Алексей Новак.

Барьеры физические и моральные: как живут на Донбассе люди с инвалидностью. донбасс, доступность, инвалидность, инклюзивное образование, толерантность

Светлана Перминова подтвердила, что такой механизм получения реабилитации утвержден Кабмином, и для того, чтобы его изменить, надо выходить на законодательный уровень. К сожалению, людей с инвалидностью там «наверху» на слышат, а чиновникам областного уровня, видимо, некогда заниматься этой проблемой.

Инклюзивное образование и толерантность

В Украине насчитывается около 700 тысяч детей с нарушениями психофизического развития, и только 10% из них учатся в школах, остальные с детства лишены возможности получить образование и включиться в активную жизнь. На всю Донецкую область открыто всего 60 классов с инклюзивным обучением и 9 детсадов с инклюзивными группами.

Краматорская общеобразовательная школа № 8 – единственная в городе, где в трех инклюзивных классах учатся дети с особыми потребностями. Трехэтажное здание имеет определенные элементы доступности, но оно совершенно не приспособлено для учеников с серьезными патологиями опорно-двигательного аппарата и нарушениями зрения. На все это требуется огромное финансирование, которого школе пока не обещают.

Открывая инклюзию, педагоги понимали, что детей нельзя ограничивать в социализации, даже если у них есть определенные проблемы со здоровьем. Каждый такой ребенок должен иметь возможность учиться и общаться со сверстниками. В свою очередь, здоровым детям необходимо уметь нормально реагировать на них. Однако возникли трудности с родителями, которые настороженно реагировали на новшество. Некоторые вообще не хотели видеть в коллективе детей с особыми потребностями и даже перевели своих чад в другие классы.

С неприятием со стороны чиновников и родителей здоровых детей в свое время столкнулась бахмутчанка Альбина, мама ребенка с инвалидностью. «Мне стоило огромных усилий оформить дочь в школу. Сначала нас записали в интегрированную группу, но я добилась перевода в обычный класс. Сейчас Александра уже в четвертом классе, она хорошо учится, а дети ее просто обожают и помогают во всем, вместе играют, участвуют в мероприятиях и праздниках. Хочу сказать всем родителям, оказавшимся в моем положении – не надо печалиться и опускать руки. Ваша настойчивость может творить чудеса, ваши дети достойны того, чтобы иметь равные права со всеми и быть востребованными на рынке труда», – поделилась Альбина.

Отдельная тема – детский аутизм. «Первой проблемой является поздняя диагностика заболевания, второй – разобщенность. Поэтому мы наладили коммуникацию между родителями, врачами-неврологами и психологами, чтобы решить эти проблемы», – рассказала Анна Тузова, руководитель Центра помощи особенным детям «Проминь» в Константиновке.

А в Краматорске общественники инициируют создание Центра дневного пребывания детей с особыми потребностями для социализации, обучения и обеспечения медуслугами. «Больше года мы добиваемся открытия Центра, но сталкиваемся с отсутствием финансирования и подходящего помещения. Городу это не под силу, а область на наши просьбы не откликается», – посетовала Анна Гребенюк, представитель ОО «Крок у майбутнє».

Превозмочь себя и победить

В силу перечисленных причин, не многим людям с инвалидностью удается получить образование или реализовать свои способности. Но в нашем регионе есть яркие примеры того, как они добивались поставленной цели, победив тяжелые недостатки и травмы.

Семейная пара Снежана и Владимир Керничные – призеры чемпионатов Украины и международных конкурсов по спортивным танцам на колясках – помогают себе и другим выразить эмоции в движении, вместе проводить досуг, радоваться успехам друг друга. «Мы стараемся не замыкаться в себе, поэтому окружающие откликаются на наши проблемы. Для участия в соревнованиях необходимы деньги, и нам их удается получить из разных источников. Вот недавно выиграли грант на ремонт помещения для тренировок. Теперь колясочникам будет комфортно заниматься танцами», – радостно сообщила Снежана.

Дмитрий Ибрагимов в 25 лет потерял руку. Сначала была депрессия и мысли о том, что он никому не нужен. В паралимпийский спорт судьба привела его в 2002 году. Сегодня Дмитрий – Заслуженный мастер спорта Украины, многократный чемпион Украины, трехкратный чемпион Европы, призер чемпионата мира, рекордсмен мира в толкании ядра. «Путь к победе над собой – перестать себя жалеть! Мои достижения, доставшиеся потом и кровью, начались именно с этого решения. Конечно, важной была поддержка семьи и друзей. Сейчас смело говорю людям в глаза, что я не инвалид, что сделал много того, чего им, здоровым, не по силам», – рассказал Дмитрий Ибрагимов.

Барьеры физические и моральные: как живут на Донбассе люди с инвалидностью. донбасс, доступность, инвалидность, инклюзивное образование, толерантность

Психологи говорят, что моральная поддержка необходима не только людям с инвалидностью и их родным – надо научить всех остальных милосердию. «Создать равные возможности для всех, уважать отличия одних людей от других. Нам всем надо научиться быть толерантными, быть чуточку терпимее и добрее», – подчеркнула психолог Наталья Коцарь.

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*