«На вопрос, почему такая ситуация с инклюзией в нашей стране, мы нашли свой ответ»

1 05 2 Cамсонова 2. инвалидностью, инклюзивного образования, інклюзія

1 05 2 Cамсонова 1

Недавно в Киеве состоялась Всеукраинская конференция «Что тормозит инклюзию в Украине». Ее организатор, Лариса Самсонова, рассказала нам о том, с какими проблемами надо бороться на пути к улучшению жизни людей с особенностями, в том числе с аутизмом.

– Почему, по вашему мнению, тема инклюзии остро стоит на повестке дня в Украине?

– В 2012 году мне посчастливилось посетить штат Вирджиния, США, в рамках программы Общественные связи Агентства США по международному развитию USAID. Темой мероприятия было развитие инклюзии в Украине. Это была очень насыщенная программа, во время которой украинской делегации был показан опыт США, начиная с раннего вмешательства до взрослой и максимально самостоятельной жизни взрослого человека с инвалидностью. Мы увидели систему, в которой, исходя из индивидуальных способностей, независимо от нозологии, живет человек с инвалидностью. Инклюзия начиналась после выявления патологий у ребенка. Помощь семьям давала возможность не выпасть из обычной жизни, семьям помогали научиться адекватно воспринимать ситуацию и выбрать наиболее приемлемый путь для развития ребенка. Главной задачей было минимизировать и предотвратить его глубокую инвалидность в будущем. Если же у человека не было такого потенциала, он имел тяжелые формы заболеваний, помощь оказывалась семье. Именно семья была тогда в зоне внимания, ведь без такой помощи тягостью для общества могут стать и все члены семьи.

– Как вы оцениваете ситуацию с инклюзией в Украине?

– В Украине об инклюзии говорят исключительно как об инклюзивности в образовании, забывая, что школа – это только часть жизни, она дает старт и закладывает фундамент для дальнейшей включенности человека в жизнь общества. Задача школы – запустить подготовку максимальной самостоятельности человека с инвалидностью и минимизировать его содержание всю оставшуюся жизнь.

У нас ситуация пока выглядит так, что принятие всех решений для ребенка со сложностями в обучении происходит с точки зрения не права, а разрешений. Огромное количество комиссий, консультаций решает, учиться такому ребенку или нет. Против его обучения протестуют учителя, родители обычных детей. Для таких ребят нет адаптированных программ, оборудования, отсутствуют ассистенты ученика, родители в борьбе добиваются ассистентов учителя. Этот процесс развивается хаотично, несистемно. Все пока зависит от энтузиастов на местах.

Наша организация «Родина» 15 лет работает в общественном пространстве Украины, мы занимаемся развитием систем поддержки для детей и молодежи с тяжелыми ограничениями в развитии, в том числе и с аутизмом, постоянно ищем те кнопочки, которые могли бы правильно запустить процессы поддержки человека с инвалидностью на уровне жизни в обществе.

На вопрос, почему так происходит с инклюзией в нашей стране, мы нашли свой ответ. Дело в том, что о ней просто мало знают, развитая система специальных школ-интернатов не дает на сегодняшний день сделать этих детей видимыми в обычной школе, их боятся учителя, о них ничего не знают дети, их родители. Вот мы и решились реализовать проект «Инклюзия. Fit into normality», в рамках которого был снят фильм «Инклюзия». Его показали в десяти школах Киева. Это были не просто просмотры, а живые обсуждения фильма с детьми (проигрывалась ситуация: в ваш класс в сентябре придет учиться особенный ребенок). Школьники задумывались, оценивали все риски, проговаривали свое отношение к этому, рассуждали, с чем придется справляться и что надо будет потерпеть. Но вот учителя в основном совсем не готовы к такому событию, они не хотели смотреть и обсуждать фильм. Как оказалось, 50% учителей не знают, что такое инклюзия. В рамках этого проекта и состоялась Всеукраинская конференция «Что тормозит инклюзию в Украине». Проект был поддержан посольством США в Украине.

Мы взяли на себя ответственность показать, что это не только наше мнение, мы хотели активизировать все возможные стороны и организации в Украине, которые занимаются внедрением инклюзии, показать, что в реальности происходит и что этот процесс больше всего тормозит.

По результатам этой конференции были приняты рекомендации, их составляли более 30 человек (представители общественности, ПМПК, МОН, учителя). Мы их разошлем в государственные структуры и попросим, чтобы к ним прислушались. На наш взгляд, это и есть план реформы в сфере инклюзивного образования.

– Что, по вашему мнению, необходимо делать в первую очередь, чтобы улучшить процесс внедрения инклюзии?

– Прежде всего необходимо вести широкую информационную кампанию. Обществу следует научиться понимать, почему так необходимо видеть детей с инвалидностью в школе. Важно осознать, что эти дети должны стать видимыми. Не только мамы с папами должны думать о том, как учить этого ребенка. Вместе с ними эту ответственность должны разделить все сервисные организации, в том числе школы. Чтобы семья справилась со свалившимися на нее проблемами, ей нужно помочь. Только организовав помощь на уровне семьи, можно говорить о том, что постепенно уйдет наполняемость интернатов, школ-интернатов, постепенно сами по себе будут исчезать детские дома.

– Будете ли еще проводить подобные мероприятия? Кого хотели бы видеть на них в качестве спикеров и аудитории?

– Да, мы хотели бы проводить такие конференции ежегодно. Но больше всего на этих конференциях хотелось бы увидеть, как меняется ситуация, показывать положительную динамику и сотрудничать в этом направлении с государством и другими НГО. Мы хотели бы, чтобы каждая из региональных общественных организаций могла подхватить такую инициативу и проводить подобные конференции в пределах тех регионов, в которых она территориально находятся.

С материалами конференции «Что тормозит инклюзию в Украине» можно ознакомиться по ссылке: https://drive.google.com/folderview?id=0ByKto3XEiupWfmNGRDVMSDJhWnNnZk14U2QweW9zQVRsOHhyOWpvbXBIaGhwWHg3cEhoTEk&usp=sharing_eid&tid=0ByKto3XEiupWflM3SEZSV1JHdzJlZG1XaFNyLUVXZkFGdEV6Sy1wTVkwcFQwdVo4ckZpdkU.

Перечень презентаций конференции:

«О необходимости создания ресурсных центров инклюзивного и специального образования на местах для обеспечения коррекционной составляющей инклюзивного образования»

«Проблемы, задачи и опыт внедрения инклюзивного образования в высших учебных заведениях г. Луганск»

«Вызовы инклюзивного образования в условиях административной реформы»

«Пример инклюзии для ребенка с аутизмом в государственном общеобразовательном учреждении в г. Днепропетровск»

«Правовые основания инклюзии»

«Условия инклюзивного обучения детей с аутизмом»

«Инклюзивное образование: ресурсный класс для детей с тяжелой (невербальной) формой аутизма»

«Роль центров социальной реабилитации в инклюзии детей-инвалидов в социальное пространство»

«Направление модернизации системы образования как условие внедрения эффективного инклюзивного обучения»

«Компетентный педагог как залог успешной инклюзии»

«Образовательные возможности для детей с особенными потребностями в Украине»

«Инклюзия или иллюзия?»

Электронный журнал «Аутизм сегодня» – 2015, Сентябрь

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*