Все люди созданы равными

1 23 5 amer 2. инвалидов, реабилитации

  1 23 5 amer 1

К классическим суме и тюрьме, от которых народная мудрость советует не зарекаться, вполне можно добавить и инвалидность. Никто не застрахован от врожденных сбоев в организме, несчастных случаев, тяжелых заболеваний, которые приводят к ограничению физических и психических возможностей. Насколько полноценной в такой ситуации будет дальнейшая жизнь человека, во многом зависит и от него самого, и в большой степени от общества. В международной практике есть немало образцов успешного решения этой общечеловеческой проблемы. С американским опытом недавно ознакомилась группа отечественных специалистов в ходе двухнедельной поездки в Детройт (штат Мичиган, США). В их числе была и директор Донбасского межрегионального центра профессиональной реабилитации инвалидов Светлана Фомина (Краматорск, Донецкая область, Украина). Судя по ее впечатлениям, общение с американскими партнерами получилось интересным, плодотворным и дало немало полезной информации.

«Нам предложили помечтать»

Поездка состоялась в рамках программы «Современные методы реабилитации детей-инвалидов» Агентства США по международному развитию (USAID). Исполнителями выступили американская неправительственная организация World Learning и украинский «Консорциум по усовершенствованию менеджмент-образования в Украине». Предварительный конкурсный отбор прошли девять специалистов из Киева, Львова, Волыни, Винницы и других городов Украины.

– Нам предложили помечтать, – рассказывает Светлана Фомина об условиях конкурса. – Например, на тему, какими мы видим новые методы организации помощи инвалидам, какими могут быть пути их реализации без финансовых вложений со стороны государства, как привлечь спонсоров. В качестве варианта я предложила проект «Внедрение инклюзивного образования при поддержке активных родителей».

Напомним, что инклюзивное образование – процесс обучения и воспитания, при котором все дети, вне зависимости от их физических, психических, интеллектуальных и прочих способностей, включены в общую систему. К Фоминой нередко приходят мамы детей-аутистов и говорят, что они готовы стать в обычном классе инструкторами для своих ребятишек. С другой стороны, первое, что необходимо сделать для внедрения инклюзии, – обучить преподавателей. Это целая система, которую нужно построить в государстве. Пока у нас только в Киеве дети, скажем, с синдромом Дауна могут учиться в общеобразовательных школах. В других регионах такие случаи – большая редкость.

Система реабилитации инвалидов в Украине долгое время была сфокусирована, главным образом, на медицинском аспекте. Социальная и профессиональная реабилитация стала более доступной с созданием реабилитационных центров. Так, Министерство социальной политики координирует 128 центров социальной реабилитации для детей-инвалидов. 88 центров сформировано общественными организациями. Но успокаиваться рано. На сегодняшний день в стране не существует единых норм и стандартов реабилитационных услуг, особенно для детей раннего возраста. Слабым остается взаимодействие между реабилитационными центрами различного подчинения. Процесс реабилитации не отвечает критериям последовательности и целостности. Вот почему в планы Министерства соцполитики по обеспечению системного, непрерывного характера реабилитации органично вписалась поездка в США. Там было на что посмотреть и чему поучиться. В этой стране давно отлажена организационная структура реабилитации инвалидов, их подключение к единому процессу образования, занятости и социальной жизни, где все этапы и элементы предоставляются бесплатно и внедряются последовательно.

«История и современность»

«Все люди созданы равными и имеют право на достоинство и уважение, на участие в жизни общества». По наблюдениям Светланы, этот тезис в США действительно распространяется на всех. Пенсионеры говорят, что в 60 лет жизнь только начинается: они могут работать, жениться и выходить замуж, путешествовать. А возможности инвалидов наглядно демонстрирует судьба директора по маркетингу Реабилитационного института Мичигана Шерил Анджелелли. В пятнадцать лет она перенесла травму позвоночника, сломав шею при скоростном нырянии. Инвалидность не помешала ей окончить университет, заниматься журналистикой, представлять продукцию компании Invacarе – инвалидные коляски, а также выиграть несколько медалей на параолимпийских играх по плаванию. Не каждый физически здоровый человек сможет предъявить такое досье жизненных достижений.

Как государство помогает своим гражданам справиться с бедой и достичь признания в собственных глазах и во мнении общества, гостям из Украины рассказывали на семинарах, проводили соответствующие профессиональные тренинги и дискуссии. Обсуждались такие актуальные вопросы, как система социального обеспечения людей с ограниченными возможностями, современные подходы к организации их реабилитации, образования, профессиональной подготовки и трудоустройства, роль ключевых заинтересованных сторон – родителей, учебных заведений, местных громад, общественных организаций. Кроме того, уделялось внимание вопросам защиты прав и интересов инвалидов и многим другим.

Далеко не всегда Америка была «раем» для людей с инвалидностью. Еще каких-то полвека назад инвалидов помещали в заведения по типу домов-интернатов. В одной комнате содержалось по 50-60 человек. Они недоедали, конфликтовали, их привязывали к койкам. Персонала не хватало. А общество и не подозревало о беднягах, пока за дело не взялись родители детей с ментальными нарушениями. На борьбу за права своих малышей их вдохновил успех афроамериканских семей, которые путем многочисленных акций, протестов, подключения лучших адвокатов добились, чтобы их дети учились в одних школах с детьми бледнолицых сограждан. Долгие годы настойчивой упорной работы потребовались и родителям ребятишек с ограниченными возможностями, прежде чем государство, общество услышали их и пошли навстречу.

– История развития инвалидного движения в США очень хорошо показывает огромную роль общественных организаций и является хорошим примером для нас, для Украины, – считает Светлана Фомина.

«Принимающая семья»

Чему еще не помешало бы поучиться у американцев, так это широкой благотворительности и размаху волонтерского движения. Распространенное мнение, что благотворителями могут быть только состоятельные люди, по сути, ошибочно. В Америке все, кто не располагает свободными средствами, вносят свой вклад в благотворительность личным временем, способностями, услугами. Волонтеры охотно принимают участие в различных программах.

Так, Светлана и ее коллеги из Украины жили в так называемых «принимающих семьях». Денежной награды за проживание делегаций не полагалось, впрочем, хозяева дома в этом особо не нуждались. Билл, бывший архитектор, и Сью, до пенсии учитель-логопед, материально вполне обеспечены. У них трое детей, внуки, а волонтерская деятельность – душевная потребность и способ общения с внешним миром.

Гости привезли им маленькие сувениры из заранее согласованного списка – фотоальбомы о своих городах, вышивки, писанки (почему-то рекомендовались только деревянные), изделия из бисера, кассеты с украинским песнями и т.п. Кроме того, Билл и Сью имели право бесплатно посещать совместные мероприятия культурной программы: мюзикл, музей Генри Форда, обед в украинской общине с борщом и варениками. Вот, пожалуй, и все привилегии волонтеров.

Усадьбы там не принято окружать заборами. На огромных, до пола, окнах нет штор. Дневной свет беспрепятственно проникает в комнаты, позволяя экономить на искусственном освещении. Кстати, в отличие от расточительных нас, американцы приучены экономить и воду, и электричество, и газ. С другой стороны, нашему менталитету как-то неловко смириться с тем, что за прозрачными стеклами, как в аквариуме, все твои телодвижения на виду. Правда, в Америке, как правило, людям не приходит в голову подглядывать за соседями.

Приезжим предложили чувствовать себя, как дома. Но все же они не забывали, что находятся в гостях, придерживаясь писаных и неписаных правил «чужого монастыря». Организаторы заботливо объяснили, что можно и чего нельзя. К примеру, можно пойти перекусить на кухню, если проголодались. Не стесняться спросить, как пользоваться микроволновкой, стиральной машиной, ванной или душем – видимо, предполагается, что у гостей из Украины могут возникнуть вопросы в этом плане. Вежливо рекомендуется содержать свои комнаты в порядке. Можно предлагать свою помощь в мытье посуды, выгуле собаки и других домашних ритуалах. Нельзя: курить в помещении, опаздывать на встречи, разбазаривать воду и электроэнергию, пользоваться парфюмами с резким запахом.

«Никогда не называйте негра негром»

Об особенностях американской культуры и образа жизни можно рассуждать долго. Светлана с улыбкой вспоминает, как вместе с новыми подругами в первый же день, с дороги, постирали бельишко, а потом носились с ним по всему дому – повесить-то негде. Сушить вещи во дворах и на балконах, как у нас, там не положено. Раз в неделю хозяйка закладывает белье в стиральную машину, из которой оно выходит сухим.

Если запах борща, который вы варите на собственной кухне, не понравится соседям, они могут подать на вас в суд. В случае, когда к вам на машине приехал друг, вы налили ему вина или чего покрепче, а он потом сбил на дороге человека, вы сядете в тюрьму вместе с ним. Нельзя назвать негра – негром. Это считается грубым и обидным. Только «афроамериканец» или «темнокожий».

Американцы с самого раннего возраста учатся независимости. Немало старшеклассников работает, чтобы иметь средства на личные расходы. Более того, часто дети выполняют домашние обязанности в обмен на карманные деньги от родителей. А уже с 18 лет более семидесяти процентов юношей и девушек уходят из отчего дома, живут самостоятельно.

Невинный джентльменский обычай – подать даме пальто, заплатить за нее в ресторане, американки могут истолковать как грубое домогательство. Они ревностно отстаивают свой равный статус с мужчинами, в любом удобном и неудобном случае. Средний возраст, когда женщины выходят замуж – 25,3 года. Мужчины заводят семью, в среднем, в 26,9 года. Примерно половина семейных пар разводится.

В Америке не поймут, почему у нас ценится верность одной профессии, почему человек гордится, когда при выходе на пенсию у него всего одна запись в трудовой книжке. Большинство граждан США в течение жизни четыре-пять раз полностью меняют сферу своей деятельности. Личностные потребности и достижения у них превыше, чем коллективные. Не объединенные одним языком, религией, расой, местом рождения, общим прошлым и культурой, 300 миллионов американцев в то же время разделяют общее самоопределение и считают себя единой нацией.

«Семь шагов вперед»

В общем, «за морем житье не худо». Но в гостях хорошо, а дома Светлану Фомину и ее коллектив ждут неотложные дела. На основе опыта, полученного при стажировке в США, и с учетом местных условий разработаны семь шагов дальнейших действий. Это «круглый стол» по вопросам внедрения инклюзивного образования в школах Донетчины, встречи с представителями социальных служб и общественности по обсуждению учебы детей с аутизмом, учебные тренинги для их родителей, уроки толерантности в общеобразовательных учреждениях, организация безбарьерного доступа в эти заведения, подготовка информационных материалов в СМИ, издание методических пособий. Словом, предстоит многое сделать, чтобы и в нашем обществе дети с инвалидностью чувствовали себя комфортно и радовались жизни.

Антонина Ноткина

“Краматорская правда”

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*