Этот человек принес нашей стране и нашему городу мировую славу. Он — олимпийский чемпион 2012 года по прыжкам в длину. Привез он в родные края и бронзовую медаль в тройном прыжке. А то, что успехов своих спортсмен достиг не в обычных состязаниях, а на XIV летних Паралимпийских играх в Лондоне, делает его победу еще более весомой. Ведь Руслан Катышев, двадцатидевятилетний одессит, — тотально незрячий.
В далеком 1998 году слабозрячий Руслан увлекся легкой атлетикой. И тренер Эдуард Кушнирович не сказал самому себе и Руслану «нет». Напротив, он разглядел в мальчишке недюжинные способности. В нем было то, что делает из человека победителя — упрямство, азарт и воля к жизни.
Прошло несколько лет, и Эдуард Владимирович передал всех своих воспитанников, в том числе Руслана, Татьяне Орловой. Он знал, в чьи руки отдает питомцев, — лучшего тренера для них нельзя было и сыскать.
С тех пор прошло десять лет, и вот первые результаты упорных тренировок на грани сил и возможностей.
На чемпионате Европы 2012 года спортсменов с ограниченными физическими возможностями в Нидерландах Руслан добрался до двух вторых мест — в прыжках в длину и в тройном прыжке.
На Паралимпийские игры в Лондоне собрались четыре тысячи двести спортсменов из ста шестидесяти шести стран. Соревнования проходили в двадцати видах спорта, при этом сто пятьдесят один украинский спортсмен соревновался в тринадцати видах. Ребята принесли своей стране немало наград: тридцать две золотых, двадцать четыре серебряных, двадцать восемь бронзовых.
Наш знаменитый земляк добился потрясающего результата по прыжкам в длину — шесть метров сорок шесть сантиметров.
Трудно себе представить, как может незрячий человек идти без провожатого или хотя бы без палочки. А бежать, не видя перед собой пути? Или — прыгать? Прыгать, как в пропасть?!
Мужество этих людей, не склонивших голову перед бедой, вызывает огромное уважение. Как и самоотверженность тех, кто берет на себя ответственность тренировать их, кто верит в победу.
Самое главное на тренировках — сделать все точно, проследить, чтобы отсчет шагов был правильным, и прыжок пришелся туда, куда нужно. Иначе травма. Перед трибунами в Лондоне Руслан был один. Но он также точно отсчитал шаги и прыгнул — и зрители взорвались воплем восхищения.
Так член Национальной сборной команды Украины по легкой атлетике среди спортсменов с нарушением зрения Руслан Катышев стал паралимпийским чемпионом. В его честь звучал гимн Украины. Указом президента ему вручили орден «За заслуги перед Отечеством» III степени. Его тренер Татьяна Георгиевна Орлова получила орден княгини Ольги III степени.
Но отзвучали фанфары, остались позади награждения и поздравления, и победитель вернулся домой. С надеждами и планами на новые успехи и лучшую жизнь. Но кроме почетных знаков отличия от председателя облгосадминистрации, которые, конечно, получить приятно, его здесь не отметили никак. Нормальное жилье и возможность тренироваться дальше — вот что ему было жизненно необходимо.
Но нет, все в той же шестнадцатиметровой комнате в аварийном доме на Ленинградской, 16, который потихоньку затягивают катакомбы, ждала его семья. Жена Катюша, сама слабозрячая, и двое малышей — смышленый четырехлетний Максим и шестилетняя Аня, к сожалению, получившая в наследство проблемы со зрением. Все они ютятся в помещении, которое квартирой можно назвать лишь с большой натяжкой. Мокнущие от подвальной сырости стены, неуклонно сдвигающиеся вниз, к катакомбам, видавшая виды прохудившаяся крыша…
Крышу перекрывали на бабушкины деньги, на те, что люди ее возраста обычно оставляют на «последний день». Но что же делать, когда других средств не было? У самих Катышевых доход так мал, что и называть-то стыдно, три тысячи шестьсот гривень в месяц на четверых.
В очереди на квартиру стоят они не год и не два, по разным категориям должны бы им дать ее давно. Во-первых, потому, что дом аварийный, признан он таковым в далеком 1985 году, но стоит ли говорить, что власти нашей не до него, и сносить в ближайшее время, как и все эти годы, никто его не собирается. А еще потому, что особые права у Руслана и Кати как у инвалидов имеются. Да и просто потому, что в нынешние санитарные нормы их шестнадцать метров на четверых (при том, что дети разного пола) никак не укладываются. В списке на получение квартиры семья Руслана Катышева занимает безнадежное место за планкой две тысячи…
Еще раз повторим: Руслан олимпийский чемпион. Неужели даже это ничего не значит? Честно говоря, трудно такое себе представить даже в нашей стране.
Однако вот они, шестнадцать метров на Ленинградской. И официальный ответ из УКСа городского совета от 28 сентября нынешнего года на запрос управления по делам физкультуры и спорта облгосадминистрации о возможности предоставления чемпиону Паралимпийских игр в Лондоне Руслану Катышеву и его семье двухкомнатной квартиры: «В связи с принятием Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности» свое паевое участие в развитии инфраструктуры населенного пункта при введении в эксплуатацию жилых зданий застройщики осуществляют переводом денежных средств, а не передачей квартир. По этой причине жилая площадь в распоряжение Одесского городского совета перестала поступать. В 2012 году планируется распределить всего 1694 кв. м общей жилой площади. В связи с этим Одесский городской совет испытывает большие трудности при выделении квартир для отселения семей из аварийных домов… С учетом этого, нет возможности удовлетворить ваше ходатайство о выделении двухкомнатной квартиры для семьи Руслана Катышева».
Вот так — просто, строго, в соответствии с законом.
А, например, взять, да и за часть денег, из тех самых, что переводят застройщики при введении в эксплуатацию жилых зданий, купить Катышевым приличное жилье на вторичном рынке? Неужели нельзя? Это не укладывается в некие рамки? Однако в других городах именно таким образом вышли из положения и достойно отметили победы спортсменов-земляков.
Руслан не собирается бросать спорт, напротив, он думает о новых победах, его сегодняшней целью является ни много ни мало — новый мировой рекорд. Да, Руслан и его тренер, которая давно уже стала ангелом-хранителем семьи, стремятся к тому, чтобы Руслан прыгнул на шесть метров семьдесят пять сантиметров.
Таким, как Руслан, многое удается, возможно, он добьется успеха и на этот раз. Для себя, для своей семьи и для своей страны он снова станет Победителем с большой буквы.
Но пройдут минуты триумфа, он вернется в свой город, в свой дом и начнется обыденная жизнь, в которой, скорее всего, ничего для него не изменится.
Проблему со зрением Руслана, возможно, могли бы решить специалисты Одесского института глазных болезней и тканевой терапии им. В.П.Филатова. Он этого не знает точно. Во-первых, потому, что вряд ли сможет раздобыть средства на операцию. И тем более обеспечить послеоперационный восстановительный период. А во-вторых, и это, наверное, самое главное и самое страшное: зрячий — он не сможет выступать на Паралимпийских играх. Что тогда он станет делать?
Стыдно за Одессу, стыдно за страну.
Елена Антонова