«Нам иногда приходится учиться на своих ошибках»

1 14 4 Кошик 2. аутизмом

1 14 4 Кошик 1

Практический психолог областной общеобразовательной школы-интерната I–III ступеней Ивано-Франковского областного совета Лилия Васильевна Кошик рассказывает, что специалистам заведения приходится проявлять собственную инициативу и искать, где почерпнуть опыт для того, чтобы как можно эффективнее работать с детьми, имеющими расстройства спектра аутизма.

– У нас в школе, в классах для детей с нарушениями речи, учатся также ребята с аутизмом – от подготовительного класса по 5-й включительно. Довольно трудно сказать, сколько их. Ведь сегодня не все родители хотят признавать, что у их ребенка есть такой диагноз, а в результате не указывают его нигде. К нам приходят дети с выдержками из ПМПК, и мы видим, у кого этот диагноз прописан официально, а у кого он скрыт.

Официально у нас в школе 10 детей с расстройствами спектра аутизма. Относительно остальных, в которых мы подозреваем такие же проблемы, трудно сказать точное количество, ведь у нас нет права устанавливать диагнозы.

– Легко ли вам работать с такими детьми?

– У нас довольно мало информации по данному расстройству. А поэтому мы активно сотрудничаем с общественной организацией «Світанок», которой руководит Анастасия Голинская. Кроме того, когда мы начинали работу с особенными детьми в этой школе, мы изучали опыт Львовской специализированной школы «Довіра». Они поделились с нами не только наработками, но и программой, по которой мы проводим занятия сейчас. Это программа для детей с тяжелыми нарушениями речи, но мы вынуждены пользоваться ею и для детей с аутизмом, поскольку для них отдельной апробированной программы нет.

– С какими проблемами вы как психолог сталкиваетесь, работая с детьми с аутизмом?

– Прежде всего это социализация таких детей, поскольку часть ребят с аутизмом до этого никогда не посещали учебные заведения, не находились в коллективе. Они ведь были заперты в среде своей семьи. При таких условиях очень непросто адаптировать их к коллективной форме обучения, которая практикуется в нашей школе. Если ребенок не принимал участия в коллективных играх, учебе, ему невероятно трудно к этому привыкнуть, высидеть четыре урока. Такие дети не знают правил, не реагируют так, как это нужно делать в коллективе, просто потому, что не привыкли к этому.

У нас, к сожалению, нет индивидуальной формы обучения. Только после обеда возможны коррекционные индивидуальные занятия.

– Какие результаты занятий?

– В основном результаты работы видны в социальном сопровождении, социальной адаптации. Мы учимся по программе общеобразовательной школы, поэтому справиться с требованиями по обучению некоторым детям очень непросто. У детей с аутизмом плохая координация движений, очень трудно научить их писать: у них недостаточно развита как мелкая, так и крупная моторика.

Кроме того что мы перенимаем опыт других школ, приходится также учиться на своих ошибках, поскольку четко отработанной системы у нас нет. Мы ездим по семинарам, наши учителя дополнительно получили образование логопедов, часть учится в Каменец-Подольском институте по специальностям «коррекционный педагог» и «коррекционный психолог».

– Часто ли вам приходится работать с родителями таких детей?

– Родители приходят довольно часто. Иногда они советуются с нами, а иногда мы просим, чтобы они нам показали, какие подходы являются действенными в применении к их детям.

Электронный журнал «Аутизм сегодня» – 2015, Декабрь

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*