Как живут бойцы с особыми потребностями

Как живут бойцы с особыми потребностями. инвалидность, конечность, протез, протезирование, участник ато/оос

Недавно я был на презентации книги вместе с одним бойцом АТО. Он человек крайне энергичный, хотя и потерял на войне ногу. Мы вышли с ним на улицу, а на улице гололед, но Витя на протезе бежал так, что я едва поспевал. Я почувствовал себя беспомощным на фоне того, кто носит бедренный протез. И отметил для себя, что протез должен быть таким, чтобы он не ограничивал человека, не менял его характер, не влиял на психологическое состояние и настроение, а позволял жить полной жизнью.

Война за последние семь лет внесла свои коррективы во многие сферы жизни. И во многом это коснулась медицины и протезирования. Я больше двенадцати лет работаю в этой сфере и вижу не только как меняются наши пациенты, их запросы, но и технологии, которые мы можем им предложить.

Участники боевых действий, которые потеряли конечность, – это особая категория. Это как правило, очень цельные и энергичные личности, которым очень трудно смириться со своим статусом “человек с инвалидностью”. В первый год у человека, потерявшего конечность, происходит большое психологическое изменение, – ему нужно привыкнуть к новой реальности. В это время культя чуть ли не каждые три дня видоизменяется, так как уходит отек, уменьшаются мышцы. Приходится быть постоянно в контакте со своим протезистом, так как нужно часто корректировать размеры культеприёмника. С каждой его заменой или коррекцией приходится заново геометрически выстраивать протез – узел, стопу и т.п. Это кропотливая работа с дорогостоящими комплектующими.

Здесь нужно дать должное, что украинское государство выделяет сегодня достаточно средств для того, чтобы каждый воин, потерявший конечность на войне, мог получить качественный и функциональный протез.

“Нет ноги, но жизнь есть. Ты будешь ходить, и даже бегать!”

Сегодня на украинском рынке работает достаточно компаний, которые могут протезировать наших ветеранов (участников АТО/ООС), но не всегда ветеран сразу находит своего протезиста, который сделает ему удобный и качественный протез, отвечающий всем потребностям. Причина в том, что протезисты привыкли работать с определенными комплектующими узкой функциональности – коленные узлы, стопы и т.д.

И когда появляется новый более функциональный узел, протезист, который никогда не работал с такой моделью, не знает, как использовать, настроить и потом – как поддерживать его работоспособность. Для этого нужны глубокие знания и постоянное обучение, развитие. Если на СТО будет “мастер на все руки”, скорее всего, он испортит вашу машину. Вам нужен специалист именно по вашей марке машины. И такие высокопрофессиональные специалисты в Украине тоже начинают появляться. Только у нас в центре работает 22 протезиста, из которых 9 сертифицированы по международным стандартам. Что это значит? То, что протезисты могут работать со сложными протезными системами и технологиями, идущими в ногу со временем.

Наши ветераны (участники АТО/ООС) – это, как правило, молодые ребята. Им важно помочь адаптироваться в новой ситуации и полноценно интегрироваться в общество. Им важно, чтобы протез стал “как родной”. Это значит подобран с учетом их физиологии и социальной активности.

Они хотят протезы с гидравлическими узлами, которые позволяют движениям быть плавными и анатомически “правильными”. Хорошие гидравлические узлы имеют индивидуальную регулировку для сгибания и разгибания в фазе переноса, когда нога в воздухе и страхуют от падения, а также позволяют плавно приседать.

Или, например, гидравлические модели, которые от падения не застрахуют, но дадут больше грациозности в ходьбе и добавят скорости.

Сейчас нашим ребятам доступны протезы с коленными узлами, которые предотвращают падение. Проще говоря протез, в котором установлена система безопасности высочайшего уровня. Некоторые ставят электронные протезы и коленные узлы, но с ними нельзя попадать под дождь, и они требуют подзарядки.

Мы ставим импортные современные узлы, которые дают большую устойчивость и максимальный уровень безопасности. Гидравлические коленные узлы, которые производятся в США, Японии, Германии и Великобритании. Также мы в своем конструкторском бюро разрабатываем и создаем новые коленные узлы и комплектующие под запросы современного пользователя.

Все комплектующие, которое мы производим, проходят испытания на стендах по шесть миллионов циклов. Почему именно такое количество? Во время ходьбы человек, не замечая этого, получает два “пиковых удара” нагрузок: когда наступает на пятку и когда отрывается от носка. Поэтому мы во время испытаний подвергаем все без исключения наши изделия нагрузке до 160 кг. Тестирование, как правило, длится почти непрерывно 35 суток.

Испытательный стенд выключается только на выходные и праздники. Чтобы ускорить процесс испытания на украинском предприятии мы сконструировали новаторский стенд, который позволяет давать две нагрузки параллельно – такой есть только у нас.

Роль государства

Украинская отрасль протезирования развивается не только потому, что есть запрос, но и благодаря вложению бюджетных средств в протезирование участников АТО/ООС.

Да есть недостатки: бюрократические процедуры сильно устарели и существенно тормозят процесс реабилитации наших пациентов. Часто нам приходится вступать в длительную коммуникацию с чиновниками и доказывать в каждом отдельном случае, что есть современные технологии и решения, которые позволяют ветерану пусть не на 100%, но на 95% вернуть утраченную функцию. Но эти словесные баталии стоят того, чтобы ветеран Витя счастливо бежал по гололеду на своем протезе. Это то, что мы, как украинское общество должны сделать для наших героев.

Нагендер Парашар
основатель протезного центра “Без обмежень”

“Цензор.НЕТ”

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*